Всех читающих с Наступающим Новым годом! Сегодня расскажу о том, как праздновали Новогодние праздники в Царской России, а также мы подглядим, что подавали на новогодний стол в зажиточных семьях.
Когда Новый год отмечать на Руси стали?
В России отмечать Новый год 1 января впервые предложил Петр Первый.
Согласно его указу, он велел:
"Перестать дурить людям головы и отмечать Новый год повсеместно 1-го января. Учинять в домах украшения из ели и можжевельника. А на улицах пьянство и мордобои не учинять - для этого других дней достаточно"
До петровских времен Новый Год праздновался 1 сентября (что совпадало с окончанием сезона земледелия), а в древности у славян – 1 марта (здесь наоборот - праздновался уход зимы и скорое начало пахотных работ).
Первый январский Новый год в России отметили с большим размахом. Народные гуляния проходили в тогдашней столице - Москве. В дальнейшем празднования были перенесены в Петербург, основанный в 1704 году.
Как накрывали Новогодний Стол в России?
Канун Нового Года назывался «щедрым». Отсюда и пошло обилие и разнообразие еды на новогоднем столе. Считалось, что богатый праздничный стол обязательно принесет богатство и достаток в будущем году.
Гвоздем русского новогоднего стола считался молодой поросенок, приготовленный на вертеле. Даже семьи со скромным достатком, старались обеспечить меню блюдами из свинины. Следом за мясными блюдами, популярностью пользовались рыбные закуски.
На десерт обычно подавали мед и фрукты.
Из алкоголя была доступна в основном водка, при том разной крепости. На Руси ее называли вином. Привычные для нас импортные вина были доступны только знати.
А как у царей? Щедрее некуда...
Вышеописанное наполнение новогоднего стола - удел многих. А как же дела обстояли у элитных слоев общества?
В качестве примера приведем описание новогоднего приёма в Зимнем дворце середины XVIII столетия.
На русском престоле на тот момент восседала императрица Елизавета Петровна. Её имя совершенно справедливо ассоциируется с эпохой самой безудержной роскоши, когда на устройство праздника могли уйти целые состояния.
Привлечем в качестве описательного примера выдержку из газеты «Петербургские ведомости» от 2 января 1751 г.
«На столах поставлено было великое множество пирамид с конфектами, а также холодное и горячее кушанье антрме. Было обоего полу до 1500 персон, которые все по желанию каждого разными водками и наилучшими виноградными винами, также кофеем, шоколадом, чаем, оршатом и лимонадом и прочими напитками довольствованы».
Размах впечатляет. Полторы тысячи человек — не шутка. На этом фоне как-то даже теряется угощение как таковое. Между тем здесь есть что перенять, особенно тем, кому надоело вечное и обязательное шампанское. Оршат, или, вернее, оршад — очень своеобразный и более чем достойный, хотя и безалкогольный напиток. Умеренно сладкая смесь миндального молока и померанцевой воды. Если учесть, что померанец — ближайший родственник мандарина, то аромат получается очень новогодний.
Каких-то особенных подробностей насчёт «холодного и горячего кушанья антрме» в заметке не найти. Однако некоторые сохранившиеся описания новогодних приёмов другой известной царственной дамы, Екатерины Великой, могут немного прояснить ситуацию.
Как говорится в следующих записях: антрме — это вполне самостоятельное блюдо, но подаётся перед основным, однако закуской как таковой не является. В эту категорию отлично попадают тяжёлые салаты — оливье, селёдка под шубой, «Мимоза» и прочие, обременённые майонезом. И на сегодняшнем новогоднем столе антрме имеет место быть. Другое дело, что во времена Екатерины Великой новогодний набор антрме выглядел несколько иначе.
«Двадцать четыре больших антрме — террины с пюре зелёным, ветчина с языками копчёными, острые турты с жирным кремом, потруха по-королевски, сладкое мясо ягнячье с цветной капустой, маринад из цыплят, окуни с ветчиной, двенадцать салатов и восемь соусов...»
После антрме наступала очередь основных блюд:
«Сёмга глассированная, карп с приборами, торнбут глассированный с кулисом раковым, курицы жирные с прибором, пулярды с труфелями, индейка с шио, рябчики с пармезаном и каштанами, филейка большая по-султански...»
Поясним, что же это за загадочные блюда. Необычный торнбут — это рыба, которая сейчас носит имя тюрбо, пулярдом называли откормленного грецкими орехами холощёного петуха, а острые турты — всего лишь торты, похожие на нынешние печёночные.
В тоже время эти поистине царские блеск и великолепие иной раз могли служить отличной иллюстрацией к французской поговорке:
«Можно съесть обед из пяти блюд и остаться голодным».
Вот как об одном из новогодних приёмов, правда, времён не Екатерины II, а Александра I, отзывался знаменитый русский баснописец Иван Крылов.
«Прежде думал — закормят во дворце. А вышло, что с обедов этих никогда сытым не возвращался. Суп подают — на донышке зелень какая-то, морковки фестонами вырезаны, а супу-то самого только лужица. Ей-богу, пять ложек всего набралось. А пирожки? Не больше грецкого ореха! Захватил я два, а уж камер-лакей удрать норовит... Потом пошли французские финтифлюшки. Как бы горшочек опрокинутый, студнем облицованный, а внутри и зелень, и дичи кусочки, и трюфелей обрезочки — всякие остаточки. На вкус недурно. Хочу второй горшочек взять, а блюдо-то уже далеко. Что же это, думаю, такое? Здесь только пробовать дают?! А сладкое! Стыдно сказать... Пол-апельсина! Нутро природное вынуто, а взамен желе с вареньем набито. Со злости с кожей я его и съел».
Простим сарказм баснописца, тем более что Иван Андреевич попал в точку. На царских новогодних приёмах действительно не принято было наедаться до отвала. Блюда давали только попробовать — впереди был бал, развлечения, игры, флирт, маскарад, что с переполненным желудком не вяжется никак. Таковы были требования придворного протокола.
Но самое любопытное, что строгим требованиям подчинялся и стол как таковой. Протокол приёма у царствующих особ был достаточно жёстким, отступления не поощрялись. На царском приёме в обязательно должны были присутствовать блюда из животных, обитающих в трёх стихиях — в воде, в воздухе и на суше, что символизировало полную власть монарха. Кроме того, опять-таки обязательно применялись три вида обработки — варка, жарение и запекание. Всё для того, чтобы достичь трёх видов консистенции продукта — мягкой или жидкой, умеренной и, наконец, ломкой, хрустящей.
В целом новогодний стол у современного человека в той или иной мере напоминает порядок и наполнение стола царских особ России. И порядок блюд, и их разнообразие - все это пришло еще с царских времен.
А какие обычаи новогоднего застолья есть у Вас? Пишите в комментариях!