Найти тему
Еда в литературе

Пончики по ГОСТ или советский шик от Галины Щербаковой

Вы заметили, что у нас практически не было писателей советского периода? Сегодня мы исправим это упущение и рассмотрим еду в творчестве Галины Щербаковой. Она завоевала любовь читателей благодаря романтической книге и фильму «Вам и не снилось».

Еда из пустоты

Послевоенная и советская литература не балует читателей гастрономическими изысками.

«Какие голодные мы были в первые послевоенные годы. Как вкусно нам было все: терпкие вишневые листья и червивая падалица, белые неоткусываемые корни неизвестно чего и одутловатые, пустые изнутри грибы. Деликатесом был ощерившийся подсолнечной шелухой жмых… в просторечии макуха. Но самое-самое… Самое-самое! Была цветущая акация… Боже, сколько было съедено, нежной, махровой, пахнущей… Белой акации гроздья душистые перемалывались нашими детскими зубами так быстро, что приходилось командировать кого-то на верх дерева, чтоб наклонять еще не оборванные ветки к нашим жадно жующим ртам. Как правило, карабкался Геня. Он был среди нас самый гибкий и ловкий. Только он мог забраться почти на самую макушку и, распластавшись на ветке, пригнуть ее низко-низко, так, что нам оставалось только чуть подпрыгнуть и ухватиться рукой.

До сих пор в ногах, в мускулах память об ожидании, напряжении прыжка вверх, чтобы сорвать пышную, примеченную заранее гроздь и успеть сделать это раньше другого, а потом победно закричать забитым добычей ртом… О, сладость, сладость, сладость заглушаемого голода…

– Вы же едите прямо с червяками! – однажды услышали мы. – Так же можно и умереть» («Аллочка и плотина»).

Современных сытых детей не удивишь этими «деликатесами». А тогда голод и дефицит продуктов приучил радоваться простым вещам и научил изобретать что-то из ничего.

«Захотелось вписать освоение целины, героическое строительство БАМа, перестройку и мирные инициативы; но Зою накрыла такая тягучая, липкая, безысходная тоска, такое утробное отчаяние, что она не только ничего не написала больше, а и победу над фашизмом грубо вычеркнула, и тетрадь порвала, что было совсем глупо, потому что именно в тетради смысл был, она как раз могла послужить последующим поколениям советских людей, как из ничего, из пустоты делать что-то съедобное. Вот, например, коронный Зоин номер на случай прихода абсолютно неожиданных гостей. Хлеб кусочками чуть-чуть мазнуть майонезом и чуть-чуть посыпать мелким чесночком. И на пять минут в духовку. Съедается мгновенно. Или. Картошка слоем. Потом лук слоем. Столовая ложка тушенки любой жирности (или вчерашнее мясо, или колбаса — тут, правда, добавляется масло) и тоже сверху майонез слегка, намеком. И тоже в духовку до готовности картошки. Годится вчерашняя, отварная, в мундире и без. В смысле скорости это даже лучше. Или… Впрочем, многое уже устарело. Например, быстрые блюда с плавлеными сырками. Или мгновенный пирог из блинной муки, замешанный водой, вымывшей молочную посуду, со всеми вчерашними объедками» («LOVEстория»).

Но отсутствие каперсов, трюфелей и черной икры - это не значит, что было невкусно.

«Хочется вас всех увидеть. Хочется домашней еды, не в том смысле, что здесь плохо кормят, а в том, что хочется любимой пищи. Синеньких, например, соленых и картошки со свининой, что в духовке парилась. Такие странные у меня тут возникли потребности» («Три любви Маши Передреевой»).

Конечно, чуть позже на столах появились импортные продукты.

«Через минуту она вернулась, неся банку красной икры, банку крабов и две бутылки пепси-колы. Откуда Милке было знать, что банки эти приготовлены матерью для друзей-болгар, а пепси - ей же в дорогу.

Лариса, стирая дочерины трусики в ванной, слышала, как хлопнула дверца холодильника, прикинула, что могла схватить там дочь, решила: та схватила глазированные сырки - она их любит, - обрадовалась, что Милка обошлась таким сырковым способом, а не пришла канючить: «Есть хочу! Что-нибудь в рот…» Она всегда делает при этом брезгливую мордочку, абсолютно не соответствующую желанию поесть. Ей, Ларисе, пришлось доставать справку, что у Милки диета, чтоб не ковырялась она демонстративно, с отвращением в школьных завтраках, не замирала смертно с котлетой на вилке, не задавала громко, на всю столовую, вопросы: «А я не умру? Скажите, я не умру от этой пищи?» Она доводила до бешенства буфетчицу, учителей, они просто умоляли Ларису сделать хоть что-то, только бы не ела Милка вместе со всеми. Взяли справку о несуществующем гастрите. И теперь она устраивала на переменах «провожание на пытку едой», и уже чьи-то мамы жаловались, что их дети замирают над тарелками и отказываются есть «школьное», подражают Милочке.

Милка бросила все на стол и сказала Павлику:

- Вспарывай!

Он быстро взял консервный нож, а потом посмотрел, что это за банки, и положил нож обратно.

- Отнеси назад! - попросил он. - Что у нас, праздник, что ли?

Милка схватила нож сама и именно вспорола, а не открыла банки.

- Ура! - завопила Машка. - Я это страшно люблю!

Они ели суп с хлебом, намазывая его красной икрой.

И Машка пальцем любовно выравнивала на хлебе икринки, а Милка ела только икринки, Павлик же старался намазывать так, чтоб икринок на хлеб попадало как можно меньше.

Лариса пошла искать дочь, обнаружила проход на балконе, постучала в стекло - не слышно, шагнула дальше, на доносящийся смех, и все увидела: вспоротые банки, суп и пепси, разлитую по бокалам.

- Мама, знакомься! - закричала Милка. - Эти люди из Северска. Мы проголодались!

- Приятного аппетита! - сказала Лариса. Она хотела было уйти, но остановилась и посмотрела на непочатые крабы. - Пусть ваша мама потом отварит рис и положит туда крабы. Разотрет и с майонезом…

- Вы возьмите, - засмущался Павлик. - Мы их не будем вообще…

- Будете! - возмутилась Милка. - Рис с майонезом - и салат! Крабный!» («Дверь в чужую жизнь»).

Пончики по ГОСТу

Но тем не менее мы все вспоминаем с любовью еду советских времен. Почему? Потому что практически все продукты изготавливались по строгим требованиям государственного стандарта - это гарантировало высокое качество. Сегодня мы приготовим пончики по ГОСТ. От них невозможно оторваться, они очень вкусные и мягкие.

«Больше всего ей в Ростове нравятся пончики с кремом, которые продают возле гастронома, и солянка в кафе «Дружба» («LOVEстория»).

Нам понадобится: 265 г муки первого сорта, 8 г дрожжей прессованных, 2,5 г соли , 30 г сахара, 190 г воды (для российской муки положено 155 г воды), 10 г меланжа или яиц, 15 г столового маргарина. Для заварного крема: молоко – 372 мл, сахар 193 г, мука (высший сорт) 45 г, масло сливочное - 13 г, яйца – 75 г, ванильная пудра – 0,2 г (можно ванильный сахар). Сахарная пудра для посыпки. Я делала сразу двойную порцию теста и крема.

1. Для начала приготовим тесто. В теплой (35-40 градусов) воде развести дрожжи, сахар, соль. Сливочное масло растопить, остудить. Вылить масло в воду, добавить муку, слегка взбитое яйцо, вымешать тесто лёгкой консистенции. Советуют не добавлять муку, иначе потеряется воздушность. Но у меня что-то пошло не так, и мне пришлось добавить муки, тесто было слишком жидким. Главное не перебить тесто мукой, оно должно быть достаточно текучим, чтобы можно было лепить шарики только обильно смазывая руки маслом. Накрыть тесто и дать выбродить 4 часа, обминая каждый час.

2. Пока тесто расстаивается, приготовим крем. Муку прогреваем при температуре 105—110 °С в течение 40—60 минут. Это придаст ей приятный запас жареного ореха. Затем охладить и соединить со слегка взбитыми яйцами.

3. Молоко и сахар-песок нагреть до кипения при помешивании. В полученную яично-мучную смесь постепенно влить молочный сироп. Всю массу при постоянном перемешивании нагревать около 10 минут при температуре 95 °С. Крем должен загустеть. Снимите крем с огня и взбейте с маслом и ванильной пудрой. Крем накрыть пленкой встык и охладить.

4. Пора лепить пончики. Рабочую поверхность смазать растительным маслом и выложить на неё тесто. Руки также смазать растительным масло и отрывать порционные кусочки массой 50 г. Нельзя пользоваться при формовке пончиков мукой, при жарении мука обугливается и портит внешний вид. Скатать в шарики, накрыть пленкой и оставить на расстойку в теплом месте на 30 минут.

5. Жарить пончики при температуре +180 градусов с двух сторон. Не надо выкладывать много пончиков за раз, они должны свободно плавать, тогда качество обжарки будет максимально качественным.

-2

6. Готовые пончики немного охладить и наполнить кремом из шприца (у меня не было кондитерского, поэтому воспользовалась медицинским без иголки). Посыпать сахарной пудрой. Приятного аппетита!

-3

Еда
6,23 млн интересуются