Росла я в семье исключительно среди женщин - мама, бабушка и две моих сестры. Папа был, конечно, по рано умер, и я его почти не помнила. А дедушки все на войне пропали без вести.
Мама и бабушка мои по национальности были татары. Мы с сестрами уже наполовину.
Поэтому в детстве моем, особенно, пока бабушка была жива, было много вкусной еды по татарским рецептам.
Бабушка готовила изумительно вкусно, делала это всегда очень обстоятельно, но исключительно в собственное удовольствие. Заставить готовить ее ежедневно, просто для того, чтобы было что поесть, не могла никакая сила.
Но уж если она захочет побаловать себя, а заодно и всех нас чем-нибудь вкусненьким, о-о, можно слюнями захлебнуться.
А в остальное время она предпочитала чаю попить. Пила она его обжигающе горячим, только из стеклянного стакана, с кусковым сахаром "вприкуску", откалывая по мизерному кусочку огромным ножом. Зубы, надо сказать, сохранились у бабушки до самой смерти в 78 лет идеально ровными и здоровыми.
*** Про бабушку вообще можно рассказывать очень много интересного, несмотря на то, что нет ее уже больше 30 лет и помню я далеко не все, да и при жизни спрашивала ее маловато об истории семьи, о корнях, о традициях.
Первым, что вспоминается, были пельмешки. Мясо исключительно говядина, а вернее чаще даже своя домашняя козлятинка. Свинину мусульмане не едят, как известно.
Мясо бабушка рубила в деревянном корыте специальной сечкой.
Это корыто и сечка - единственное, что осталось у меня от бабушки, и я храню их сама не знаю зачем.
Было это мясо таким вкусным, что бабушке приходилось всех гонять, пока она его рубит, чтобы до пельменей хоть что-то осталось. Да, мы ели его сырым, это рубленное мясо. Таскали у нее прямо из-под носа. Потом бабушка раскатывала тесто для пельменей - тонюсенькое, огромный круг из теста. И мы все дружно вырезали кружочки для пельменей. Пельмешки бабушка лепила маленькие, ровненькие, пузатенькие. С тех пор я помню, что в пельменях должно быть мало теста, много мяса, нежного и сочного. Вот поэтому я пельмени теперь на дух не переношу - таких, как бабушкины, больше не бывает. А испытывать разочарование каждый раз мне надоело.
Еще была шурпа с домашней лапшой. Много-много мяса большими кусками и тоненькая лапша. Бабушка резала ее длинным ножом быстро-быстро и невероятно тонко и ровно. А нам с сестрами доставалось ее раскладывать сушить. Еще мы выпрашивали полоски теста и пекли их прямо плите дровяной печки.
Все мои жалкие попытки повторить домашнюю лапшу бабушки были провальными. Занятие это требует слишком обстоятельного подхода и много времени, как раз этого мне вечно не хватает. Ведь тесто (яичное) надо сначала тщательно вымесить. Затем очень тонко раскатать в пласт, нарезать широкие ровные полоски, уложить их стопками, немного подсушить. А уж затем нарезать тонко и ровно и подсушить окончательно. Нереально. Мы даже пробовали с простенькой паста-машиной, да и то вышло плохо.
А какая выпечка была из той печи, ни одной супер-мега-дорогой булочной и во сне не снилось.
Не было тогда цифровой фотографии, жаль. И на видео нельзя было снять, как вдохновенно готовила бабушка.
Когда хотелось прямо сейчас по-быстрому к чаю, бабушка делала штуки, которые называла "тыш", вроде как зуб, или зубки. Это что-то вроде хвороста.
Было еще много всего, но помню уже смутно.
Были запомнившиеся мне из детства праздники. Мечети в поселке не было, и мусульманская община устраивала праздничные посиделки с молитвами и угощением по очереди у всех членов этой общины. Принимать у себя гостей было ответственно и почетно. Раз в год очередь доставалась и нам. Я любила эти собрания и с нетерпением ждала. Мне, ребенку, не важна была истинная цель этих собраний, важно, что все было вкусно, красиво, и главное, таинственно и загадочно - детей на чтение молитв не брали, но можно было в щелочку подглядывать, главное не мешать. Так вот на таких праздниках еда была самая вкусная, что мне вообще в своей жизни доводилось пробовать. Так ли это на самом деле, или это ложная память - не знаю теперь.
Практически единственное, что мы готовили уже и без бабушки - ритуальный или праздничный пирог, который называли "балиш". Он может быть с мясом, а может быть сладкий с рисом и изюмом. Вот второй вариант, как наиболее простой в приготовлении, сначала мама, а теперь и я время от времени готовлю. Ну, как минимум, два раза в году - на бабушкин и мамин день памяти. И за чаем рассказываю своим детям о маме и бабушке, что могу вспомнить. Хочу, чтобы они знали хоть что-то из нашей семейной истории.
А то, что татарская еда и правда вкусная, я снова не так давно убедилась. Проездом на машине были мы несколько лет назад в Казани. Просто проехать такой город нельзя. Так что мы целый день гуляли по нему. Рассматривали почти отреставрированный Казанский Кремль, раскопки в центре города, бродили по пешеходным зонам. И конечно попробовали местную еду. В небольшой, даже не кафе, а столовой люди просто в очередь стояли. И не зря. Из-за стола я еле вышла, хотелось ЭТО есть и есть. Всевозможных форм и названий пирожки были волшебного вкуса, мясные, рыбные, сладкие... Нежные, сочные и начинка и тесто. С такой едой не похудеешь:))
Я считаю, что готовлю я всю свою жизнь довольно неплохо. Но мне не хватает какой-то основательности. Мои рецепты все быстрые и в основном простые. Но с возрастом темп жизни замедляется, в ней становится меньше ненужной суеты, а больше размеренности. Может быть я доберусь и до неторопливых рецептов. А как я пеку пирог, тот самый балиш, я вам скоро смогу рассказать.