Найти тему
ГФК-Русь

Исследование: потребление свежих овощей в России

Оглавление

Объем покупок целого ряда свежих овощей в России снижается: капуста - на 12%, морковь - на 6,6%, сладкий перец - на 6,9%. Покупки картофеля также снизились почти на 6%.

При этом почти половина расходов потребителей на свежие овощи приходится на огурцы и помидоры, в том числе помидоры черри. Но снижение их потребления не такое заметное; что касается черри, то их покупки и вовсе растут уверенными темпами, как в объемах, так и в деньгах.

В целом объем покупок свежих овощей в России уменьшился на 4,8%. Снижение зафиксировано во всех регионах, кроме Южного, включая Северный Кавказ.

Больше всего просели покупки в Северо-Западном регионе (-12,5%), где и без того не самые высокие объемы на семью. Для сравнения, в Южном регионе – рекордсмене по потреблению овощей - в среднем домохозяйства покупают 156 кг. свежих овощей в год, в Северо-Западном - лишь 116 кг.

Причины снижения покупок: дело не только в ценах

Причин отрицательной динамики в покупках свежих овощей несколько. И, с одной стороны, это все же сравнительно высокие цены.

Средняя цена на овощи за последние 5 лет выросла на 22% по сравнению с докризисным периодом 2014 года.

Это существенно, учитывая снижение покупательной способности населения. С другой стороны, для тех, кто стремится к экономии и/или разнообразию, есть выбор, на что тратить свой бюджет. Для сравнения 1 кг. свежих овощей (в среднем по категории) стоит 56 руб. А цена за упаковку круп – 49 руб., пасты/макарон – 41 руб.

Но все-таки наибольшее значение для категории имеют изменения в привычках питания и стиле жизни людей.

Люди хотят разнообразия и стремятся экономить время на приготовление еды.

В итоге базовые категории овощей – в том числе свежие капуста, картофель, морковь – теряют объемы из-за переключения покупателей на альтернативу.

ТОП 10 овощей в кошельке потребителя
ТОП 10 овощей в кошельке потребителя

Что покупают вместо капусты?

GfK изучила переключения внутри потребительской корзины и как они влияют на разные категории овощей. Например, вместо капусты (белокочанной/краснокочанной) и моркови потребители предпочитают покупать огурцы и помидоры. Растет потребление брокколи, брюссельской капусты и тыквы.

Но главные «приобретатели» - не столько другие виды овощей, сколько паста/макароны и разнообразные крупы, в том числе такие как булгур, киноа, пшеничная крупа, чечевица и другие.

Сегодня в России появился целый сегмент продуктов на основе крупы – в том числе готовые гарниры, готовые супы на основе круп и т.п. Смеси круп выросли на 42% в натуральном выражении. При этом в целом категория круп падает на 8%.

Читайте также: Как производители уменьшают упаковки товара и есть ли от этого эффект?