3,7K подписчиков

Зачем Coca-Cola на 79 дней изменила рецепт?

6K прочитали
О причинах появления новой формулы и волне протестов против неё.

Невероятная история о том, как Coca-Cola изменила фирменный рецепт напитка и столкнулась с последствиями, которых, кажется, никто не ожидал.

Что случилось?

23 апреля 1985 года случилось страшное: компания официально объявила о прекращении производства Coca-Cola по оригинальному рецепту. Вместо нее покупателям была представлена обновленная формула Coca-Cola — New Coke. Рецепт напитка был изменен впервые за 99 лет.

Компания не предполагала, что вскоре на нее обрушится мощный поток потребительского гнева. Новость стала шоком и вызвала лавину протестов по всей Америке. Спустя несколько месяцев недовольство покупателей вылилось в возвращение оригинальной формулы, которая была названа «классической Coca-Cola».

О причинах появления новой формулы и волне протестов против неё.-2

Зачем компания изменила формулу Coca-Cola?

В 1985 году доля напитка Coca-Cola на американском рынке продолжала сокращаться — уже 15-й год подряд. Да и вообще в целом вся категория подобных напитков пребывала в стадии «летаргического сна». Почему так произошло?

Причина первая: в обществе возник спрос на здоровый образ жизни. Поколение бэби-бумеров (рожденных с 1946 по 1964 год) повзрослело и возвело в культ сбалансированное питание. Coca-Cola быстро среагировала на тренд и выпустила Diet Coke без сахара. Очень быстро новинка стала самым продаваемым продуктом в сегменте низкокалорийных напитков, но отняла значительную часть рынка у традиционной Coca-Cola.

Причина вторая: смена поколений. Стали подрастать представители поколения X — дети бэби-бумеров. Они отрицали или подвергали сомнению ценности родителей. Это привело к бурному расцвету суб- и контркультур, а также к смене потребительских привычек. «Иксы» всё чаще выбирали новые напитки и не желали покупать то, что пили предыдущие поколения.

То есть, люди не стали пить меньше Coca-Cola. Скорее, стало больше людей, которые пьют что-то другое. И было понятно, что рост продаж возможен только за счет молодежи. Тех самых потребителей, для которых традиционная Coca-Cola казалась старомодной. И именно в расчете на эту аудиторию было принято решение об изменении рецепта напитка: молодежь любит всё новое — и она это новое получит!

О причинах появления новой формулы и волне протестов против неё.-3

«Проект Канзас»

Инициатива получила кодовое название «Проект Канзас», а разработка и тестирование новой формулы напитка велись в режиме строгой секретности. Маркетологи организовали около 200 000 «слепых» тестов в фокус-группах: людям предлагали попробовать напиток с новым рецептом, традиционную Coca-Cola и газировку-конкурент. Разумеется, испытуемые не знали, какие именно напитки находились в стаканчиках.

Результаты тестов привели маркетологов в восторг: большинство испытуемых выбирали новый вкус напитка! На вопрос «Стали бы вы это пить, будь это Coca-Cola?» только 12% респондентов ответили отказом. Результаты тестов не оставили руководству компании поводов для сомнений — формулу можно и нужно внедрять в производство.

«Это было одним из самых легких решений среди всех, что нам когда-либо приходилось принимать», — вспоминает Роберто Гойзуета, генеральный директор The Coca-Cola в 1989-1997 годах.

О причинах появления новой формулы и волне протестов против неё.-4

«Маркетинговый провал столетия»: волна протеста

Единственное, чего не показали эти исследования — это той мощнейшей привязанности, что покупатели ощущали по отношению к своему любимому напитку. Когда компания только объявила о своих планах по изменению формулы, некоторые потребители запаниковали и начали забивать подвалы домов упаковками с Coca-Cola. Все говорили только о Coca-Cola — и люди осознали, какую важную роль она играет в их жизни.

После появления в магазинах «новой Coca-Cola» эксперты провозгласили смену рецепта «маркетинговым провалом столетия», а в компанию поступили десятки тысяч жалоб возмущенных потребителей со всех концов страны. К июню 1985 года компания получала по 1500 звонков в день от покупателей — до появления «новой Coca-Cola» среднее ежедневное количество звонков не превышало 400.

Одно из возмущенных писем в адрес компании: "Попробовал. Не понравилось. Держите обратно ваш купон: он не стоит истраченной на него бумаги. Вы уничтожили традицию. Coca-Cola столько лет была номером один, но теперь, клянусь, я никогда не куплю её ни для себя, ни для своей семьи".
Одно из возмущенных писем в адрес компании: "Попробовал. Не понравилось. Держите обратно ваш купон: он не стоит истраченной на него бумаги. Вы уничтожили традицию. Coca-Cola столько лет была номером один, но теперь, клянусь, я никогда не куплю её ни для себя, ни для своей семьи".

А почтальоны приносили в офис килограммы писем с жалобами потребителей. Генеральный директор компании в то время получил письмо, где отправитель просил об автографе. «Однажды подпись самого тупого топ-менеджера в истории американского бизнеса будет стоить целое состояние» — значилось в письме.

По всей стране возникали протестные группы, такие как «Общество сохранения настоящих ценностей» и «Сообщество американских любителей старой Coca-Cola». Последние заявляли, что в их ряды вступили 100 тысяч человек, жаждущих возвращения прежней формулы. В честь старого вкуса сочинялись песни. А в мае в Атланте, во время проведения одного из корпоративных мероприятий компании, перед офисом Coca-Cola появились демонстранты с плакатами, на которых было написано «Наши дети никогда не узнают, что такое чувство настоящей свежести».

Возвращение классики

Наконец в июле Coca-Cola сдалась под напором протестов и объявила о возвращении на рынок классической формулы. Эта новость стала главной для новостных телеканалов и появилась на первых полосах всех общенациональных газет. Покупатели были вне себя от радости. В течение двух дней после этого анонса горячая линия компании приняла 31 600 телефонных звонков с благодарностями от простых американцев.

Некоторое время на рынке существовали оба вида. Для «классической» и «новой» Coca-Cola проводились разные рекламные кампании — новинка продвигалась среди более молодой аудитории, а традиционный рецепт рекламировался в расчете на семьи и взрослых людей. Потом название New Coke поменяли на Coke II, а затем этот напиток и вовсе исчез с рынка.

Газетная вырезка тех времен: "Старая Coca-Cola вернулась".
Газетная вырезка тех времен: "Старая Coca-Cola вернулась".

Как «маркетинговый провал столетия» повлиял на компанию?

История с исчезновением и возвращением классического напитка не просто вернула компании былое положение, а подняла The Coca-Cola Company на новый уровень, оставив всех конкурентов далеко позади.

Профессионалы маркетинга до сих пор спорят об оценке событий, произошедших в 1985 году. Одни называют этот опыт однозначным провалом, другие — хорошо спланированным успехом.

А что говорили в самой Coca-Cola? Цитируем Серджио Зимана, вице-президента по маркетингу The Coca-Cola Company «Да, это возмутило общественность, стоило нам кучу денег и длилось всего 77 дней. Тем не менее запуск New Coke удался, потому что вдохнул новую жизнь в бренд и вернул к нему внимание покупателей».

В 2019 году New Coke ненадолго вернулась — и на этот раз успела сняться в сериале

New Coke вернулась на полки магазинов благодаря Netflix. В 2019 году Coca-Cola стала партнером третьего сезона сериала Stranger Things («Очень странные дела»), действие которого происходит в США в 1980-х.

Сериал собрал целую армию поклонников, и одна из причин успеха — детальная реконструкция атмосферы тех лет, создающая эффект достоверности. События третьего сезона разворачиваются в 1985 году, поэтому создатели сериала сами предложили компании Coca-Cola интегрировать New Coke в «Очень странные дела» как одну из знаковых примет того времени.

О причинах появления новой формулы и волне протестов против неё.-7

В поддержку сериала компания Coca-Cola даже решила выпустить лимитированную серию New Coke по тому самому рецепту, который в свое время взбудоражил всю Америку. Как и в 1985-м, напиток продавался всего несколько недель. продаже одновременно появились ограниченные серии классической Coca-Cola дизайна 1985 года и Coke Zero с логотипом «Очень странных дел».

В продаже одновременно появились ограниченные серии классической Coca-Cola дизайна 1985 года и Coke Zero с логотипом «Очень странных дел».
В продаже одновременно появились ограниченные серии классической Coca-Cola дизайна 1985 года и Coke Zero с логотипом «Очень странных дел».

Больше статей на эту тему на Дзене:

Coca-Cola вернула на рынок свой самый скандальный напиток. Зачем?
История Coca-Cola: от девяти стаканов в день на продажу — до самого популярного напитка в мире
В Японии есть прозрачная Coca-Cola! По слухам, она была еще в СССР
Раньше баночка Coca-Cola открывалась... как консервы!
Откуда к нам везут концентрат Coca-Cola? Репортаж с московского завода