Найти в Дзене
Житель Алтая

Немного про чай

Всем привет, дорогие друзья! Всех с наступившим уже 2021 годом! Всем пожелания самого доброго, лучшего, романтичного, здорового и веселого! Ну, и материального достатка, разумеется))))

Полагаю, все уже выпили и шампанского, и коньячку, и водочки. И каких-нибудь вермутов-портвейнов. Самые разбирающиеся – конечно, самогона собственного производства, настоянного на различных травах и пряностях по собственному же рецепту!

Ну, и отлично! Однако хватит уже алкоголя! Давайте лучше чайком побалуемся)))

Так исторически сложилось, что «Старый Свет» разделен на своеобразные зоны – чайные и кофейные. К кофейным относится практически все Западная Европа, за исключением Англии. К чайным – Россия, та же Англия и, немного, Дания. Почему так произошло? А все просто, ответ лежит на поверхности – кто контактировал с производителями чая, тот и пил его. Вообще-то чай проникал в Европу двумя независимыми друг от друга путями. С Востока и, на минуточку, с Запада. Да-да. Посмотрите на карту восточного полушария. Европейские корабли из Китая шли долгим маршрутом, огибая южную оконечность Африки и швартуясь в портах Португалии, Англии и т.д.

Маршрут Васко де Гама из Португалию в Индию и обратно. Китай несколько восточнее)))
Маршрут Васко де Гама из Португалию в Индию и обратно. Китай несколько восточнее)))

А уже оттуда, собственно, с Запада, доставленные ими товары растекались по «старушке Европе». А вот с Востока чай шел в Европу напрямую, из Китая – через Россию.

В Западную Европу чай попал в 1517 году. Мореплаватели португальские привезли. Но очень долго, практически целое столетие за пределы Португалии он и не выходил.

Гавань Лиссабона. Гравюра XVI в.
Гавань Лиссабона. Гравюра XVI в.

Правда и здесь его пили почти исключительно члены королевской семьи. Да и то изредка. В 1610 году уже голландские купцы попробовали познакомить европейцев с чаем. Но и здесь его, опять-такие не очень часто, употребляли только «в лучших домах» Амстердама и Антверпена. И только спустя еще полвека чай со скрипом стал расчищать себе дорогу в Европе. В 1664 году Ост-Индская компания направила в подарок королю Англии Карлу II два (!) фунта (906 грамм) чаю, купленного у голландских купцов.

Карл II, король Англии.
Карл II, король Англии.

Так вышло, что «вручение» данного подарка по времени совпало с женитьбой Карла на португальской принцессе Катарине Браганской, в приданое которой вошли индийский Бомбей и обычай пить как раз-таки чай. И все же вплоть до начала XVIII века чаепитие оставалось исключительно дворцовым обычаем.

Катарина Браганская.
Катарина Браганская.

Затем напиток стал распространяться среди мелкого дворянства и купечества. И, наконец, с середины столетия обычай пить чай пошел на восток – в Европу. И то лишь к привилегированным слоям тогдашнего общества. Впрочем, во Франции, Испании, Священной Римской империи (Австрии), германских княжествах чай встретил сильного конкурента в лице кофе и шоколада (какао). Особенно прочные позиции занимал кофе, попавший сюда более, чем на столетие раньше чая. Ситуация понятная, поскольку и кофе, и какао доставлялись в Европу из колониальных владений Бурбонов и Габсбургов, которые имели свою материальную выгоду от их реализации. Естественно, что не в пользу чая сыграла и его дороговизна в сравнении с кофе. Если кофе выращивался в собственных колониях с использованием рабского труда и его себестоимость была минимальной, то чай приходилось покупать у Китая. Причем в ограниченных количествах. Частично чаю удалось «освоить» Данию, поскольку у этой страны имелась своя Ост-Индская компания, однако другие скандинавские страны отдали свои предпочтения кофе, который проник туда еще во время Тридцатилетней войны из Германии и Австрии.

А вот путь чая в Россию был иным, сухопутным, через Сибирь. Побывавшие в 1567 году в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев упоминали диковинный напиток – чай, уже достаточно широко распространенный в Юго-Восточной Сибири и Средней Азии. При царском дворе чай появляется раньше, чем при английском королевском. Его, в качестве подарка от одного из западномонгольских ханов, привез русский посол Василий Старков в 1638 г. Напиток понравился и царю Михаилу Федоровичу и его боярам.

Михаил Федорович.
Михаил Федорович.

А уже с 1670-х гг. чай стал предметом постоянного ввоза в страну и продавался в московских лавках наряду с другими товарами. Правда, следует отметить, что на протяжение всего XVIII в. чай был почти исключительно «городским» напитком и купить его можно было только в Москве, на Ирбитской и Макарьевской (Нижегородской) ярмарках.

Ирбитская ярмарка. Фото Яндекс. Картинки.
Ирбитская ярмарка. Фото Яндекс. Картинки.

Даже в столице империи Санкт-Петербурге вплоть до середины XIX в. был лишь один специализированный чайный магазин (в Москве – свыше ста).

Чайный дом на Мясницкой.
Чайный дом на Мясницкой.

Потребление чая в России росло неуклонно на протяжении всего XIX в. И был этот напиток весьма дорогим, но и весьма популярным. При этом торговля с Китаем в отношении чая была только меновой (!) Чай русские купцы покупали не за деньги, а по бартеру! Иначе Китай не соглашался. На этот бартер уходило в середине XIXв, к примеру, 62% всех экспортных русских мехов. Помимо мехов купцы везли в Китай для обмена на чай различные виды кож, железные и чугунные изделия, сукно, льняное полотно и много еще чего!

А спрос на чай в России все повышался и повышался! С течением времени ценность напитка стала так высока, а сам он так важен, что на тех же Ирбитской и Нижегородской ярмарках все сделки, заключенные до объявления цены на чай считались условными. А цена любого другого товара привязывалась к стоимости чая! Ну, а царское правительство облагало чай пошлиной, составлявшей 80-120 % его стоимости.

Фото Яндекс. Картинки.
Фото Яндекс. Картинки.

Хрен знает, как так получилось и кто до этого додумался, но в 1874 г. в Вильно (Вильнюс) вышла 36-страничная брошюра А. Владимирова под названием «Чай и вред его для телесного здоровья, умственный, нравственный, экономический». Автор в красках расписывал весь вред напитка, начиная с бессонницы, заканчивая эпилепсией. Но не приводя никаких доказательств (что-то знакомое, правда?). На самом деле под именем «Владимиров» скрывался литовский шляхтич Владислаус Мингайло-Довгялло. Националист, иезуит, выступавший по указанию прусских политических кругов. А вы думали, что обвинения без доказательств – это современное «ноу-хау» Запада? Считается, что Владислаус – «Владимиров» стремился отвратить население западных губерний Российской империи от чая, как от «русского» напитка, выведя его (население) из-под сферы влияния России. На самом деле, полагаю, здесь торчат уши «кофейного лобби» германского мира, бывшего монополистом кофейного рынка в то время в Европе, и мечтавшего расширить этот рынок за счет России. Любопытно, но часть «постулатов» упомянутой брошюры и сегодня можно встретить на просторах интернета. И даже в модернизированном виде. Сам неоднократно встречал в сети утверждение, что привыкание к чаю, якобы, в 4 раза сильнее, чем к героину. О как!

Цветущий чай.
Цветущий чай.

Ну-с, на это пробный запуск темы про чай завершим. По Твоей, уважаемый читатель, реакции (количество просмотров, комментариев) решу, стоит ли продолжать. Хотя, чай – тема интересная. Да и напиток я люблю. И история у него весьма увлекательная!

Пожелания по «чайной» теме, просьба излагать в комментариях!

А здесь, кстати, немного про самовар!

Всего доброго и еще раз – с наступившим Новым годом!!!

Еда
6,93 млн интересуются