Найти тему

Федеральному проекту "Гастрономическая карта России" - 2 года: 19 фестивалей, 9 книг, 22 региона-участника.

Участники мобильных фестивалей региональной кухни "Гастрономическая карта России"
Участники мобильных фестивалей региональной кухни "Гастрономическая карта России"

16 ноября при участии и поддержке федерального проекта "Гастрономическая карта России" состоится мобильный гастрономический фестиваль в рамках открытия горнолыжного сезона на крупнейшем курорте Сибири - Шерегеше. 20-ый по счету. Впервые здесь будет работать мобильный фестиваль «Гастрономическая карта России». В фудтраках специальной серии ГАЗель NEXT региональная команда шеф-поваров «Гастрокарты» будет готовить региональные продукты и блюда "сибирской кухни" для гостей фестиваля в формате one-hand-food. А в Лаборатории сибирской кухни бренд-шефы из Москвы и Санкт-Петербурга совместно с коллегами из Кузбасса создадут для ресторанов меню сибирской кухни. В преддверии я рассказала о том, какой будет Лаборатория сибирской кухни на мобильном фестивале в Шерегеше, почему местные должны стать агентами своего региона, местной кухни и об опыте реализации проекта в других регионах. Спасибо, нашей команде за подготовку материала: пресс-секретарю Лене Рыленковой, редактору Ане Хромовой, фотографам Олегу Жирову, Дмитрию Купрацевичу, Кате Моргуновой, Якову Рослину, Сергею Кравцову. Спасибо, МедиаКузбасс, 1-Line, Сибдепо.

- В прошлом году «Гастрономическая карта России» открывала горнолыжный сезон в Хибинах, в этом - в Шерегеше. Почему не Роза Хутор, не Домбай, например, а именно курорт в Кузбассе?

Интересно вы ставите вопрос. Думаете, Шаповалова раскидывает пальцы и решает: хочу сделать фестиваль там-то? Вы заблуждаетесь. Не наша команда предлагает свои услуги регионам — представители местной власти и бизнеса сами принимают решение позвать нас. Вместе мы создаем интересную историю на их территории.

Сейчас уже стало очевидно, что это цепная реакция: те, кто заинтересованы в развитии своей территорий наблюдают за тем, как это получается у соседей, зовут нас к себе. Так, например, как раз и сложилось с Кузбассом. Но бывает и по-другому: бизнес, который обычно более пристально следит за новыми необычными и успешными трендами, просит чиновников привезти в регион «Гастрокарту».

В 2018-м году наша команда впервые сделала мобильный гастрофестиваль на морозе - в Мурманской области. На открытии горнолыжного сезона в Хибинах у нас получилось создать Первое меню арктической кухни, в которое вошло более 25 блюд. И вот теперь Кузбасс решил, что ему тоже нужен такой фестиваль. Однако надо понимать, что общие здесь только задачи и концепция — сами фестивали отличаются друг от друга как небо от земли: их делают местные люди, используя продукты с местным колоритом.

Единственный горнолыжный курорт России за полярным кругом - Большой Вудъявр, Кировск, Мурманская область. 22 декабря 2018 года Первый арктический гастрономический фестиваль ВКУС АРКТИКИ, фото Гастрономическая карта России Олег Жиров
Единственный горнолыжный курорт России за полярным кругом - Большой Вудъявр, Кировск, Мурманская область. 22 декабря 2018 года Первый арктический гастрономический фестиваль ВКУС АРКТИКИ, фото Гастрономическая карта России Олег Жиров

- Если это инициатива региональной власти, то чиновники и приминают решение быть или не быть фестивалю, и берут на себя его организацию?

Отчасти. Важнейшая вещь, которую должны понимать все, кто имеет отношение к этому процессу, это то, что наши фестивали организуются на бюджетные средства региона. Именно благодаря бюджетному финансированию мы обеспечиваем доставку в любую точку страны фудтраков ГАЗель NEXT, которые участники — шеф-повара и реализующий интересные гастрономические идеи бизнес – используют на фестивале безвозмездно.

Фудтраки ГАЗель NEXT на открытии горнолыжного сезона на курорте Большой Вудъявр. Фото Гастрономическая карта России, Олег Жиров
Фудтраки ГАЗель NEXT на открытии горнолыжного сезона на курорте Большой Вудъявр. Фото Гастрономическая карта России, Олег Жиров

«Гастрономическая карта России» – это же методология, а не способ зарабатывания денег. Мы рассматриваем фестивали, как инструмент поддержки малого и среднего бизнеса, экспресс-метод формирования региональной команды проекта, в которую входят и социально-ответственные крупные игроки рынка, и очень активные молодые старт-апы. Все участники, конечно, прежде всего, продвигают свои личные бренды. Но в процесс совместной работы из отдельных ярких историй складывается общее понимание региональной кухни, особенностей работы с местным продуктом — и все это тут же начинает работать абсолютно на всех. Интересно, что все эти люди без исключения - пионеры. Порой между первой попыткой составить меню и финальной версией, представленной на фестивале — пропасть.

И я не устаю повторять участникам: это не вы для «Гастрокарты», это «Гастрономическая карта России» - для вас. Каждый фестиваль – не выездной «московский междусобойчик», а событие, сделанное руками тех людей, кому он нужен именно в регионе — просто с участием более опытных специалистов, готовых помогать в формировании турпродукта. Все просто: мы вместе запускаем те процессы, которые затем помогают бизнесу зарабатывать. Тот, кто это понимает — приглашает нас к сотрудничеству.

Но давайте честно: одна из основных сложностей в том, что предприниматели в нашей стране повсеместно уставшие и часто никому не доверяющие люди. Их можно понять. Тем не менее, эту ситуацию надо менять.

- Чем фестиваль «Гастрономическая карта России» отличается от всех тех многочисленных гастрофестивалей, которые проходят повсеместно. В чем его фишка?

Во-первых, «Гастрономическая карта России» – это не разовая история из серии «потусили и разошлись». Это целый комплекс мультиформатных межотраслевых мероприятий, которые работают на перспективу. Они формируют группы конкурентоспособных продуктовых, сельскохозяйственных и гастрономических брендов региона, на базе которых затем разрабатываются те самые туруслуги "с наибольшим экспортным потенциалом", формируется "туристский бренд территории". «Движуха» по сути нужна для активного продвижения местных проектов и развития интереса к локальной кухне.

Мы даем старт и мощную поддержку локальным проектам, рассказываем о них людям — то есть, тут же начинаем формировать рынок сбыта. Еще раз скажу, потому что это очень важно: в фестивале принимают участие только представители регионального бизнеса.

Внешне все выглядит легко и красиво — как картинки в «Инстаграмме». Но профессиональной части аудитории, я думаю, понятно, что мы взвалили на себя очень сложный формат. Без поддержки завода-производителя фудтраков Горьковского автомобильного завода, мы точно не потянули бы все это. 19 фестивалей, которые мы сделали за 20 месяцев, – это более 200 операторов питания, более 1000 человек, которые впервые работали на этих машинах. Технически все это очень непросто.

Региональные команды рестораторов, отельеров, шеф-поваров (фото с фестивалей), которые после фестиваля продолжают работать над меню региональной кухни: Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Уфа..
Региональные команды рестораторов, отельеров, шеф-поваров (фото с фестивалей), которые после фестиваля продолжают работать над меню региональной кухни: Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Уфа..
Пятигорск, Суздаль, Мурманск-Кировск, Териберка, Устьяны-Архангельск, Горно-Алтайск, Петрозаводск, Казань, Абрау-Дюрсо...
Пятигорск, Суздаль, Мурманск-Кировск, Териберка, Устьяны-Архангельск, Горно-Алтайск, Петрозаводск, Казань, Абрау-Дюрсо...

С другой стороны, наши фестивали – это тестовая площадка, акселератор идей, который дает нашим участникам возможность попробовать себя в новом уличном формате. Может быть, со стороны кажется, что в этом нет ничего особенного, но самим-то шефам понятно, что впервые выйти с кухни на улицу — это целое профессиональное приключение. Только представьте: многие из них впервые в жизни максимально сокращают дистанцию, сталкиваясь с гостем лицом к лицу и тут же получая обратную связь.

Для тех предпринимателей, которые хотят включиться в процесс, важно знать несколько вещей. Меню мобильного фудкорта мы с каждым оператором «докручиваем» и продвигаем заранее. Концепции участников не конкурируют между собой — мы все выступаем единой командой.

- А как это планируется сделать в Кузбассе?

Каждый регион, в котором мы работаем – настоящая уникальная история. И не только потому, что везде разные люди и разные продукты.

Цель фестиваля - произвести, продвинуть и оставить после себя продукт, то есть, то самое меню региональной кухни, которое будет рабочим и сможет просуществовать целый год. Где фестиваль «Гастрокарты» приживется — время покажет, но так или иначе, меню все равно будет жить, а мы - продолжать над ним работать.

Базовое условие участия - разработка меню блюд региональной кухни на базе аутентичных блюд или их современных версий, приготовленных на базе региональных продуктов и локальных специалитетов. Мы не делаем справочник или сборник того, что существует на рынке. Если бы мы изначально ориентировались на блюда, популярные в среде питания вне дома, то везде получали бы примерно следующее: севиче из черноморской рыбы, поке с мурманским лососем, пирожки с колбой. Я сейчас специально утрирую, чтобы была понятна проблема.

Да, чуть не забыла одну очень важную вещь. Обязательная часть сценарного плана фестиваля – это производство собственного фото- и видеоконтента. Для нас все участники – это еще и фронтлайн региональной сферы гостеприимства, каждое видео – рассказ в лицах. На спине каждого участника – номер региона и название его объекта сферы гостеприимства. У Кузбасса номер «42». Люди в таких футболках уже выходили весной 2019 года в Москве на METRO EXPO. Тогда из Кемеровской области к нам присоединился Николай Карышев - директор кафе из Шерегеша — накормивший нас и главу ВЭБ.РФ Игоря Шувалова кузбасским папоротником. И эта еда произвела сильное впечатление — я серьезно.

Площадка "Гастрономическая карта России" на METRO EXPO 2019.
Площадка "Гастрономическая карта России" на METRO EXPO 2019.

- На фестивале в Териберке вы стали пробовать формат Лаборатории региональной кухни. В Шерегеше будет что-то подобное?

Обязательно! Лаборатория – это очень вдохновляющая площадка для всех шеф-поваров. Не смейтесь, но, когда я приглашала бренд-шефов из Москвы, Питера, Мурманска, Калининграда, из Норвегии и Швеции на первую Лабораторию в Териберку, то говорила команде: «Ребята, давайте просто сначала довезем их до Териберки, а там посмотрим». Но у нас сразу получилась настоящая Лаборатория - честная, сделанная по правилам. Там мы сделали уникальную историю: в реальном времени создали совершенно новые блюда из региональных продуктов и накормили ими гостей фестиваля. Точно вам говорю: ничего подобного они до сих пор не пробовали. Региональная команда шеф-поваров вариации этих блюд включают в меню ресторанов Мурманской области. Этот опыт мы непременно повторим в Шерегеше.

Гришечкин, Ковальков, Колодяжный, Волков-Медведев, Закиров и др. российские шеф-повара, а также из Норвегии и Швеции - участники Первой Лаборатории региональной кухни.
Гришечкин, Ковальков, Колодяжный, Волков-Медведев, Закиров и др. российские шеф-повара, а также из Норвегии и Швеции - участники Первой Лаборатории региональной кухни.
Блюда, созданные на первой Лаборатории арктической/северной кухни "Вкус Арктики"
Блюда, созданные на первой Лаборатории арктической/северной кухни "Вкус Арктики"

Вы можете себе представить государство, которое тратит бюджетные средства на развитие бренда другого государства? Нет? Ну, и правильно. В Перу есть севиче, во Въетнаме - фобо, в США - бургеры, Гавайские острова ассоциируются у нас с поке и так далее. А какие блюда мы будем продвигать здесь и делать визитной карточкой Сибири? Какие их современные версии создадим для индустрии apres-ski? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, у нас как раз есть такой инструмент как Лаборатория.

Если говорить про Шерегеш, то я, конечно же, носитель западных моделей горнолыжной культуры питания и отдыха apres-ski. И здесь задача профессиональных и шеф-поваров, которые приедут из нескольких регионов России, и местной команды - выдать нам универсальный продукт. Раз уж мы окажемся в предновогодней теме в Шерегеше, то будем работать с ней.

А вообще моя любимая тема – это завтрак. Потому что гостиничный завтрак — это порой вообще единственный шанс познакомиться с культурой места через еду. Особенно — для делового туриста. Представьте себе Женю Лукашина (героя к/ф «Ирония судьбы..»), нашего «путешественника», который по утрам просыпается в разных городах России и на завтраке в отеле должен угадать, в какой именно город волею судьбы он попал. Вот встал он, посмотрел на продукты и блюда на шведской линии, и? Я не шучу. Пока таких завтраков, которые могут рассказать о специфике места, очень мало в нашей стране. Но все же есть. В Петрозаводске, например, Лукашин тут же сориентировался бы по калиткам (это местная выпечка) и по множеству сортов рыбы – форель, зубатка, ряпушка. А в Кузбассе по завтраку в отеле можно понять, где вы находитесь?

- Но большинство приезжающих в Шерегеш – местные туристы. А как вы часто говорите: «местные не едят местное»…

Пока это так. Но есть нюанс. Смотрите, все организаторы гастрофестивалей сталкиваются с одной проблемой: очень сложно собрать площадку с участниками — именно местными предпринимателями, региональными шеф-поварами, потому что поначалу мало кто верит, что региональная кухня интересна местным. Да, местные не едят местное. Но, давайте разбираться глубже.

Вы же помните, как в детстве бабушка или мама папоротник-орляк жарила и солила? Для вас это обыденность, банальность. И так бывает часто: то, что едим с детства, мы абсолютно не воспринимаем как предмет для ведения бизнеса. Для нас в этой повседневности нет уникальности. А все потому, что мы не заточены на оказание туруслуг.

Но посмотрим чуть шире: в Москве папоротник неведом. Для жителей столицы, как и для Игоря Шувалова, это - уникальный продукт. Я узнала на фестивале в Горно-Алтайске, что японцы, которые не понаслышке знают, что такое радиация, папоротник скупают тоннами, потому что он обладает полезными свойствами. Так значит, это как раз то уникальное предложение, которое способно привлечь в регион новых туристов, их деньги. Но это нужно видеть. И мы это показываем. И именно поэтому местные на самом деле должны быть амбассадорами местного и получать благодаря коммерциализации уникального продукта рабочие места.

Кстати, кто-то в соцсетях покритиковал наш серый форменный фартук цвета асфальта. Но мы как раз говорим о том, что наша проектная «упаковка» не должна заслонить собой продукт. Наш фартук – это просто хороший фон для фото любых блюд и продуктов, он не может быть ярче продукта, ярче лиц наших невероятных и мега-крутых ребят-участников.

Участники мобильных фестивалей региональной кухни "Гастрономическая карта России"
Участники мобильных фестивалей региональной кухни "Гастрономическая карта России"

С самого начала реализации проекта мы производим собственный фотоконтент и видео. Благодаря этого в 2016 году мы получили предложение от крупнейших издательств России участвовать в производстве книг в формате путешествий по регионам с участием наших шеф-поваров, рестораторов и производителей. 3 октября на Межрегиональный Сибирский форум «Привет, Сибирь!», я вам привезла презентовать нашу новую книгу Издательского дома «Комсомольская правда» «Душа на распашку!». А с 2019-го года телеканал «Еда» снимает цикл передач «Гастрономическая карта России». 17 августа состоялась премьера о Териберке, а 28 сентября выходит вторая серия о Республике Карелия- все снято во время наших фестивалей-путешествий. Теперь готовимся снимать Шерегеш.

Фото-референс WELCOME, ставший "классикой" проекта. Героям на этих фото и на десятках других будут посвящены последующие выпуски.
Фото-референс WELCOME, ставший "классикой" проекта. Героям на этих фото и на десятках других будут посвящены последующие выпуски.

Каждая книга состоит из более, чем 30-40 рецептов кухни регионов России. Рецепты от участников проекта - региональных рестораторов, шеф-поваров, производителей, фермеров.

Книги с участием команды федерального проекта "Гастрономическая карта России"
Книги с участием команды федерального проекта "Гастрономическая карта России"

- Какая команда поваров будет работать в Кузбассе 16-го ноября?

Как раз мы сейчас собираем команду. Агентство по туризму Кузбасса собирают рестораторов, отельеров, производителей, фермеров - всех, с кем они работают. Подчеркиваю, проект развивает сферу российского гостеприимства. Мы обязаны объединять базовые элементы, из чего складывается турпродукт. Продукт кухни региональной формируется в тесной связке «производитель регионального продукта – ресторатор/отельер/шеф-повар». По гостям, приглашенным шеф-поварам мы расскажем позже. Я уверена, что те повара, которые сегодня приезжают в регионы, в первую очередь, не для того, чтобы показать свое мастерство, а чтобы самим получить навыки приготовления и знания о региональной кухне – это будущая элита российских шефов. И это принципиальное отличие формата участия известных шеф-поваров в нашем проекте. Наши участники – не гастролеры, не звезды, они – в команде.

- А чем именно будут угощать на фестивале "Гастрономическая карта России" в Шерегеше?

Нет, название фестиваля - «SHEREGESH» или «ШЕРЕГЕШ», в рамках реализации федерального проекта «Гастрономическая карта России» в Кемеровской области. Наша команда приходит в регион не с нуля. Мы интегрируем Кузбасс в работу наших площадок с марта этого года. На METRO EXPO он запомнился папоротником, кедровым орехом в меду, сувениром «горнолыжная маска SHEREGESH» из шоколада. Были сбитни и чаи из горных трав I’m Siberian. Кстати, этот же бренд потом представлял Кузбасс 11 сентября на 23-ей сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристкой организации (UNWTO) в Санкт-Петербурге. 1200 делегатов из более чем 150 стран мира получили там сборный «вкус России» - увезли домой гастрономические сувениры от регионов-участников федерального проекта «Гастрономическая карта России». И составе этого вкуса регионы Сибирского федерального округа играют важную и очень мощную партию.

Сбитни кузбасского бренда Im Siberian были представлены на 23-ей сессии Генеральной Ассамблеи UNWTO.
Сбитни кузбасского бренда Im Siberian были представлены на 23-ей сессии Генеральной Ассамблеи UNWTO.
Папоротник Орляк, которым угощали ребята из ресторана "Юрта" (Шерегеш) на выставке METRO EXPO 20 марта.
Папоротник Орляк, которым угощали ребята из ресторана "Юрта" (Шерегеш) на выставке METRO EXPO 20 марта.
Шаповалова в шоколадной горнолыжной маске ШЕРЕГЕШ - "съедобный" сувенир из Кузбасса на Metro Expo.
Шаповалова в шоколадной горнолыжной маске ШЕРЕГЕШ - "съедобный" сувенир из Кузбасса на Metro Expo.

3 октября в Кемерово прошел Межрегиональный Сибирский туристский форум «Привет, Сибирь». Меня пригласили в нем участвовать. Форум посвящен развитию межрегионального сотрудничества в сфере формирования и продвижения туристских продуктов в Сибирском федеральном округе. На этой площадке мы говорили как раз о группе продуктов - дикоросов, блюд, распространенных на территории всех регионов СФО, блюдах так называемой "сибирской кухни" - которые объединяют регионы Сибири. Безусловно, отличаться регионы будут благодаря самобытному приготовлению этих блюд региональными шеф-поварами.

«Гастрономическая карта России» – это, прежде всего, карта тех мест, где шеф-повара готовят региональные блюда на базе локальных продуктов. В этом году совместно с Google Россия мы запустили совместный проект, благодаря которому участники «Гастрокарты» (рестораны и производители) появились на Google-карте со специальной отметкой. К концу этого года «Гастрономическая карта России» получит реальный бесплатный сервис для путешественников по России. И Кузбасс, конечно, тоже будет там представлен. После фестиваля в Шерегеше участники проекта смогут интегрировать специальное меню, разработанное в Лаборатории, в свое ресторанное меню. И, конечно, они будут отмечены на Google-карте специальным значком. Наша цель – привести туриста в конкретное место и предложить ему конкретный продукт, а не повести людей в неведомую тайгу, поставив пиктограммку «кедровый орех» на условную карту Кузбасса. Мы даем конкретный адрес и рисуем именно тот маршрут, по которому человеку будет удобно добраться из пункта «А» в пункт «Б», чтобы этот орех попробовать.

Меню региональной кухни в ресторанах участников "Гастрономической карты России"
Меню региональной кухни в ресторанах участников "Гастрономической карты России"
-16

Наблюдая, как активно журналисты активно включились в развитие региональной гастрономической истории, мы даже подумываем учредить для них специальную премию. Потому что мы тоже очень благодарны вам и вашим коллегам за помощь — без вас, пишущих «Гастрономической карте России», все развивалось бы гораздо медленнее.

- Знаю, что "Гастрокарта" принципиально не представляет на своем фестивале крепкие напитки. Но ведь в ноябре будет уже холодно...

Принципиально? Какие принципы? Нет, здесь мы абсолютно беспринципны. Наша молодая и по большей части мужская команда не против таких напитков. Но мы работаем в рамках закона.

Как раз в этом году мы официально заявили о том, что продвигаем российские вина везде, где получаем официальные разрешения для работы с лучшими образцами отечественного виноделия. Не исключение – ягодные, фруктовые и другие настойки и наливки. Мы стараемся находить любые возможности, чтобы рассказать о них. Кстати, новая книжка «Душа нараспашку» именно о наших крепких «гастрономических» напитках, с рецептами от основателя Музея национальных напитков, ресторатора Игоря Кехтера. Очень скоро я расскажу о ней.

Фирменный стиль горнолыжного курорта Шерегеш разработан дизайнером Владимиром Черепановым по заказу Агентства по туризму Кемеровской области.
Фирменный стиль горнолыжного курорта Шерегеш разработан дизайнером Владимиром Черепановым по заказу Агентства по туризму Кемеровской области.

Apres-ski – это в том числе еда и напитки. Каким образом представить напитки на фестивальных площадках 16 ноября, в каком формате - в том числе дегустационном – уж поверьте мне, мы найдем. Собирая рецепты настоек и наливок из различных дикороссов, мхов, трав, ореха, садовых ягод и фруктов, мы продолжаем разговор о глубоких корнях бытования гастрономических напитков в нашей стране, умеренное употребление которых, как и традиционно во всем мире, является неотъемлемой частью культуры - в том числе на горнолыжных курортах после катания. Конечно, при этом мы обязаны говорить о правилах и мере употребления - вопросы эти очень болезненные для нашей страны. Но запреты только вредят гастрономической культуре в сфере гостеприимства, а ханжеское замалчивание проблем, проблему не решает. Наши шеф-повара как раз рекомендуют сопровождать знаковые блюда региональной кухни различными местными напитками. Умеренно и со вкусом.

Скажу больше: сейчас наши фестивальные площадки рассматриваются как возможная платформа для организации независимой аттестации поваров в России. Безусловно, мы открыты любым инициативам, которые увеличивают преимущества наших региональных поваров.

- В этом году в Москве в самом высоком ресторане Европы Ruski вы сделали параллельную, если так можно выразиться, программу - "Недели регионов России". Губернаторы с региональной командой шефов сами представляют уникальное меню на гала-ужине, а потом целую неделю посетители ресторана могу заказать эти блюда по спецменю. Мурманская область, Карелия, Удмуртия, Республика Алтай уже представили свое меню в Ruski. Однако на этой площадке пока не побывала команда из Кузбасса...

В рамках Межрегионального Сибирского туристского форума «Привет, Сибирь!» мы подписали соглашение с администрацией Кемеровской области о реализации федерального проекта «Гастрономическая карта России» . И сразу — уже в октябре — планируем запускать Неделю в Ruski вместе с анонсом первого меню и фестиваля в Шерегеше.

Меню регионов-участников "Недели регионов федерального проекта "Гастрономическая карта России" в Москве, в ресторане RUSKI: Мурманская область, Республика Карелия, Республика Алтай, Удмуртская республика.
Меню регионов-участников "Недели регионов федерального проекта "Гастрономическая карта России" в Москве, в ресторане RUSKI: Мурманская область, Республика Карелия, Республика Алтай, Удмуртская республика.