Найти тему
Юлия Буковская

Страсти по Марусе: шоколатье из Тамбова продолжает отстаивать право на название своего бренда ремесленного шоколада

Когда в 2011 году юрист и историк Маша Майская начинала свои первые опыты с шоколадом, она никак не предполагала, куда они приведут ее. Иногда ее называют первой женщиной-шоколатье в России. Но это те так. Маша – первая из женщин, кто в нашей стране стал заниматься производством шоколада по технологии «от какао-бобов до плитки».

Сегодня английским «bean-to-bar» (дословно «боб в плитку») никого не удивишь. То есть шоколад «с нуля» — от какао-бобов до плитки.

Шоколад от Маши Майской - уже визитная карточка Тамбова
Шоколад от Маши Майской - уже визитная карточка Тамбова

Сладко жить – целая наука

Шоколад от Маши Майской. Тот случай, когда звучит удачнее, чем можно было бы придумать псевдоним. Кажется, ее продукцию в Тамбове знают абсолютно все.

– Нет, – смеется шоколатье. - Такое бывает. К нам иногда заходят люди и говорят: «Ой, ничего себе! Вы давно здесь? А кто вы? А что, в Тамбове есть такой бренд?». Так что случается. Правда, Лена?

Улыбчивая Лена за высоким прилавком, похожим на барную стойку, согласно кивает и разливает невероятно ароматный кофе.

Бренд шоколада МаRussia – Машино личное изобретение. В вольной транскрипции звучит как «Маруся». Получается такая игра слов: Мария – Маруся – Russia.

– Потом я узнала, что у актера Николая Фоменко есть спортивные автомобили под брендом Mаrussia. Однажды мы встретились с ним на выставке. Фоменко говорит: «Это кто такие наглые?». Я говорю: «Тамбовские». Он: «Ну, все понятно». И засмеялся. Попробовал шоколад и шутит: «Ладно, разрешаю!», - улыбается воспоминаниям Мария.

Но не все с МаRussia оказалось так просто. Официально торговую марку зарегистрировали в мае 2018 года. А сам процесс длился почти два года. Через некоторое время Маше Майской стали поступать сигналы от знакомых и незнакомых людей со всей страны: тот там, то здесь на прилавках проявлялись шоколадные и псевдошоколадные изделия под названием Маrussia.

– Мы до сих пор судимся. Отстаиваем тот факт, что есть зарегистрированный товарный знак МаRussia и что другие «Маруси» на российском рынке с подобными товарами согласно законодательству существовать не должны. Наши оппоненты в суде ссылаются на то, что мы очень маленькие. Но перед законом все едины, и государство защищает и большой бизнес, и малый, – говорит шоколатье.

Мама в шоколаде

По первому образованию Мария – историк. По второму – юрист. Может, еще и поэтому она без излишнего трагизма рассказывает о судебных баталиях.

Есть у Маши Майской и третье, теперь уже профильное, высшее образование. Она «пищевик» – технолог пищевого производства. Но мысли о профильной «вышке» пришли позже, чем идея заняться шоколадом.

– Есть, например, американская мечта. А я – классический пример «мамы в декрете». По мне можно писать инструкции, как построить свой бизнес в декрете, – смеется Маша.

Безусловно, в декрете времени для хобби больше, чем в режиме дом-работа. И Мария увлеклась шоколадом. Когда настал момент выходить из декрета, у нее уже был свой небольшой бизнес.

– Я пришла на работу, написала заявление, – на тот момент она работала начальником службы управления персоналом в крупной энергетической компании. – Коллеги смотрели на меня с сомнением: «Может, ты заболела? Может, головой ударилась?».

Это был 2014 год. А началась шоколадная история в 2011 году, после рождения младшей дочки, но тогда это было просто хобби. В 2013 году Мария уже нашла производственное помещение и стала производить продукцию за рамками своей домашней кухни. Через год как раз и зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. В 2015-м поменяли помещение на большее по размеру, в 2016-м году открыли магазин.

– В 2017-2018 мы просто развивались. В 2019 взяли бронзу на International Chocolate Awards. А что будет дальше – я пока не знаю. Что-нибудь да будет, – улыбается Мария и так спокойно и коротко рассказывает о своем «шоколадном» пути и успехах, словно за всем этим не стоит кропотливый труд, сомнения, восторги и разочарования.

Сладко жить не запретишь

Оглядываясь на свои первые опыты, Маша здраво оценивает их. Первая продукция была из шоколадного сырья, на котором работают практически все кондитеры. Но потом Маша поняла, что ей неинтересно просто растопить и разлить по формам. Это, конечно, красиво, но когда изо дня в день делаешь одно и то же, надоедает.

– Сейчас, в век Интернета, любой, кто начинает чем-то заниматься, попадает в профессиональное сообщество. Так в 2013 году я познакомилась с Виктором Кудрявцевым. Он – ключевая фигура в развитии шоколада в России. Виктор – бывший генеральный директор шоколадной фабрики, – рассказывает Мария.

У Виктора возникла идея создать российскую школу шоколада. Это была амбициозная мечта. В числе тех, кого Кудрявцев пригласил к участию в проекте создания своего шоколада, была и Маша Майская.

В 2013 году технология bean-to-bar в России казалась несбыточной мечтой. Но Виктор убеждал в обратном. Первым оборудованием тамбовского шоколатье стало индусское оборудование для измельчения какао-бобов.

– Я могу себе медаль повесить и нимб включить, – смеется Маша. – Я первая в России женщина-шоколатье, которая стала заниматься производством bean-to-bar. Сейчас это слово практически никого не пугает. А когда в 2013 году мы выходили, особенно на выставки, люди удивлялись, что сто граммов шоколада стоит четыреста рублей.

Себестоимость ремесленного шоколада очень высока. Килограмм бобов, например, стоит полторы-две тысячи рублей. А еще наполнители, износ оборудования, расходы на электроэнергию, заработная плата сотрудников и многое другое. Вот и получается, что килограмм шоколада bean-to-bar не может стоить меньше трех с половиной тысяч рублей. В сутки здесь производят примерно пять килограммов сладкого лакомства.

– Когда на выставках мы встречаемся с европейцами, они крутят у виска и говорят, что мы – сумасшедшие альтруисты. За все годы работы мы ни разу не снизили требования ни к сырью, ни к готовой продукции. Может, за счет этого мы и держимся, – говорит Мария.

Шоколад - это не десерт, а искусство
Шоколад - это не десерт, а искусство

Роскошь, доступная всем

– Я всегда говорю, что ремесленный шоколад – это роскошь, доступная всем. Если сравнивать, я всегда привожу мужчинам такой пример. Вы на какой машине ездите? Они отвечают, что, например, на BMW. Спрашиваю их, сядут ли они за руль «Жигулей». Мужчины всегда отвечают отрицательно. А я объясняю, что в супермаркетах – «Жигули», а у нас – Lamborghini ручной сборки. Роскошь для всех – это бриллианты, итальянская дизайнерская мебель, эксклюзивные вина. Так вот наш шоколад стоит с этим в одном ряду. Только его в качестве роскоши может себе позволить каждый, – размышляет Мария.

Кстати, о винах. Классическая «русская пара» шампанское и шоколадка, по словам Марии, – дурной тон. С горьким шоколадом сочетается ликерное вино. Коньяк с шоколадом – прекрасное сочетание. А вот лимоном его «закусывать» нельзя.

В ближайшее время увеличивать количество точек продаж своего шоколада Мария не планирует. Вариант франшизы шоколатье тоже не рассматривает: слишком сложно контролировать качество, а имя своего шоколада ей слишком дорого.

– Если углубиться в историю, то до Революции в мире не было понятия «бельгийский шоколад», «французский шоколад», «швейцарский шоколад». Был только русский. Именно наш шоколад был эталоном. Об этом просто забыли. И так как мы патриоты, мы трепетно храним эти воспоминания и хотим возродить русские шоколадные традиции. Мы даже сделали такую линейку – «Шоколад как искусство». Мы работаем по технологии XIX века и сравниваем этот шоколад с балетом, живописью, литературой, музыкой той эпохи, – рассказывает шоколатье.

Особое место в «шоколадном» творчестве – Тамбов, его история и культура. Линейка «Старый город» за пределами области воспринимается как сувенир. Вместе с музеем-усадьбой Рахманинова разработана еще одна линейка шоколада.

– Своей продукцией мы позиционируем город с положительной стороны. Нашу продукцию покупают туристы как гастрономический сувенир. Мы любим Тамбов и хотим, чтобы как можно больше людей узнали о нем только хорошее, – признается шоколатье.

Джона Уоррена, ведущего "Поедем поедим" покорил тамбовский шоколад
Джона Уоррена, ведущего "Поедем поедим" покорил тамбовский шоколад