Медицинское обслуживание в Голландии - предмет злых шуток со стороны как экспатов, так и самих голландцев. Большинство болезней пройдут сами, похоже считают местные врачи, а неприятные симптомы облегчит парацетамол. Если не помогает - примите две таблетки. Так в целом звучат отзывы пациентов.
Я не любитель ходить по врачам. Все болезни от нервов. Если правильно питаться и гулять на свежем воздухе, то умрешь здоровым (сарказм). Тем не менее, проверить на практике медицинскую систему Голландии все же пришлось.
Страховка
Медицинское страхование обязательно для всех постоянных жителей Нидерландов. Для экспатов - с первого дня пребывания в стране. Страховую компанию выбираешь самостоятельно, так же как и страховой пакет. Стоимость минимального пакета без стоматологии и с франшизой - порядка 100 евро в месяц. Дети до 18 лет включены в страховку родителей без дополнительной оплаты.
Не разобравшись сходу с тем, как подать заявку, увязнув по горло в других делах, я обратилась в страховую месяца через 3 после приезда. Будьте уверены, в первый месяц с меня сняли всю сумму за пропущенные месяцы.
Кроме страховки, требуется зарегистрироваться в местной поликлинике и выбрать домашнего доктора, то есть терапевта широкого профиля.
Простуда
Когда я заболела здесь в первый раз настолько, что не смогла выйти на работу, я поплелась в поликлинику. Главная цель моего визита была получить какую-нибудь справку, подтверждающую мое состояние. Тут то я и услышала пресловутую фразу про парацетамол, отдых и теплое питье. Прямо на рецепции. Справки здесь никто не выписывает. Если человек говорит, что болен, значит так оно и есть. Врача я так и не увидела. Зато узнала, где в Голландии можно найти аптеку.
Штука в том, что прожив в Голландии больше года, я ни разу не видела аптеку в привычном нам понимании - как специализированный магазин. Лекарства без рецепта здесь продают в супермаркетах или "бытовых" магазинах наравне с химией, средствами гигиены и косметикой. Парацетамолу отведены почетные полки:)
Нечто похуже простуды
Однажды у меня случился кашель. И он тянулся и тянулся, и достал всех вокруг. В общем, я записалась по телефону к врачу и на следующий день имела счастье лицезреть. Меня приняла средних лет темнокожая врач, одна, без ассистента. Выслушала симптомы, посмотрела горло, послушала легкие, выдала направление на анализ крови. Анализ сделали минут за 15 в соседнем кабинете. С результатами я вернулась к врачу. "Инфекции нет, антибиотики не нужны", - огласила приговор и выписала кодеин. По рецепту я тут же в аптеке получила лекарство.
Аптекарь относится к работе весьма серьезно. Мне повторили правила приема и дозировку вслух. Поскольку вкладыш к лекарству на голландском, сказали, что пришлют инструкции на любом известном мне языке на мой е-мейл. Е-мейл я оставляла при регистрации, но мы его еще раз проверили.
За две недели мне лучше не стало. Кашель душил, пресс болел от спазмов. Когда в кашле появились капли крови, я записалась на повторный прием.
В этот раз врач был другой, азиатского типа. Подумав над моей проблемой, он выписал мне лекарство от астмы и ингалятор. В аптеке опять все было серьезно. Мне не только "зачитали права", но и провели в отдельную комнату, где я получила наглядный инструктаж по пользованию ингалятором с демонстрацией как надо и как не надо. Убедившись, что я в состоянии им пользоваться, выпустили на свободу. Инструкция снова пришла на е-мейл.
Ингалятор мне помог, я больше к врачу не обращалась. Зато через месяц страховая сняла с меня дополнительных 80 евро за ингалятор и лекарства.
Впечатления
Я довольна обслуживанием. В первую очередь потому, что все было быстро. Запись по времени, 1-2 человека в очереди, конструктивный диалог с врачом, аптека вообще фантастика. Абсолютно все сотрудники говорили со мной по-английски. Болеть дорого, поэтому лучше не болеть.
Не болейте!