Первая мысль, когда видишь (или нюхаешь) эти блюда — я такую пакость есть не буду! И в самом деле, частенько деликатесы других стран и народов на наш вкус и нюх — попросту несъедобны.
Лакомились мы как-то хакарлом. Ну, как лакомились, пытались. Приятель привез из Норвегии (хотя вроде как хакарл исландский) пакетик этого деликатеса, который во время приготовления не едят даже чайки.
Один это факт меня насторожил: если чайка, которая, по сути, способна сожрать все, что угодно, отказывается от развешенного акульего мяса (пусть и ферментированного в песке), то что-то с этим мясом нечисто.
Что — мы поняли, когда открыли пакет. Аммиачно-гнилостный дух с такой скоростью распространился по квартире, что спустя несколько минут все участники наших несанкционированных посиделок устроили давку в дверях.
— Воздуха, воздуха! — Просили организмы.
А там ничего, кушают.
Потому сегодня — подборка самых гадких и вонючих продуктов (не одному же мне страдать)
И открывает ее родственник хакарла — сюрстрёмминг, или селедка по- шведски. Не верьте тем, кто говорит, что его придумали заевшиеся аристократы. На самом деле сюрстрёмминг начали готовить не от хорошей жизни (вернее, получился он сам собой).
Когда в 16 вроде веке шведы под предводительством короля Густава воевали с немцами, стране пришлось узнать, что такое продуктовый дефицит. Соли стало мало, потому в заготавливаемую рыбу ее клали чуть-чуть. Меньше нормы.
Рыба, разумеется, начинала бродить. Поначалу кислая селедка шла солдатам, но потом продуктовый дефицит стал острее и сюрстреминг начали есть даже буржуа. И так он им понравился, что после войны, когда появилась селедка нормальная, эти буржуа и прочие странные личности от ферментированной сельди решили не отказываться.
А в двадцатом (или двадцать первом веке) превратили ее в продукт хм…национального значения. Этакое лицо Швеции.
Еще в XIX веке на острове Ульвен открыли завод Röda по изготовлению селедки по-шведски. Там же есть Академия сюрстрёмминга, Общество любителей сюрстрёмминга и Сюрстрёмминговое народное движение. За что борется народное движение — мне неизвестно. Может, за победу сюрстрёмминга во всем мире?
Пока что захватит планету ферментированной селедке мешает заговор авиакомпаний: практически все они внесли шведский деликатес в список вещей, запрещенных к пролету (ну, или провозу).
Напоследок поделюсь маленькой хитростью: если вы купили банку сюрстрёмминга или вам ее подкинули добрые друзья (родственники), не торопитесь открывать ее привычным способом. Наберите кастрюлю воды, погрузите в нее банку и тогда уже проковыряйте в ней дырочку (для начала). Потому что порядочная банка сюрстрёмминга вздутая! И, если вы ее откроете на воздухе, то пахнуть вам ферментированной сельдью долгие часы, если не дни — она попросту плюется!
Ну, а я желаю приятного аппетита всем исследователям, и не переключайтесь — рубрика «самая жуткая еда» теперь станет постоянной.