Найти в Дзене
Igor Turchenkov

История шашлыка.

istockphoto-666268880-640x640.jpg
istockphoto-666268880-640x640.jpg

Про историю шашлыка много уже всякого написано. Оценивать все эти статьи не буду. Просто предложу свою.

В свое время довелось мне довольно тесно в течении двух лет общатся с разными представителями кавказских народностей. Свела нас служба в Советской (тогда еще) Армии. Ну, и, так, между делом, один армянин (звали его Мхито) поведал мне историю происхождения шашлыка. Разумеется, так, как он ее сам знал. Видимо, у них там все эти истории передаются из поколения в поколение.

Так вот. Шашлык, как некое кулинарное блюдо, в том виде , в каком он известен сейчас нам, был изобретен пастухами. На Кавказе пастухов называют чабанами. Они (чабаны) пасут овец. Но пасут они своих овец не так как у нас в России пасут коров. На Кавказе чабаны уводят отары овец в горы на альпийские луга на несколько месяцев. Там в горах они эти несколько месяцев вместе с овцами и живут.

Разумеется, что в такую горную "командировку" они физически не могли взять с собой много еды. Все многомесячные потребности в питании должны были удовлетворятся непосредственно на месте (там же в горах) с использованием тех продуктов, которые были "под рукой". "Под рукой" же у них были только овцы, некоторое количество муки, соль и специи в виде сухих порошков. Ничего лишнего с собой не таскали.

"На еду" выбирали самых плохоньких овец из стада. Хорошие должны были жить еще несколько месяцев. Из этих плохоньких и делали шашлыки. Туша разделывалась на куски. Большие куски нарезались на маленькие, которые и жарились на костре. Вот и все секреты. Все просто - еда бегает рядом с пастухами и таскать ее в горы никакой необходимости нет.

Никаких железных прутков ( так сейчас называются шампуры) в горы тоже никто не таскал. Куски мяса нанизывались на кинжалы, сабли или железные пики. Само слово "шампур", кстати, происходит вероятнее всяго от арабского слова "пика", а не от слова "шомпол". Такая трактовка кажется более логичной, так как шашлык и методы его приготовления появились гораздо раньше, чем собственно шомпола, как приспособления для набивки порохом мушкетов.

Иногда для нанизывания кусков мяса применялись и деревянные заточенные палочки. Но... нужно же найти хорошую, прочную, ровную ветку. И не одну, а много. Их нужно заточить. Перед жаркой эти деревянные ветки нужно вымочить в воде (чтоб они не сгорели). И, таки, они сгорали и все мясо могло упасть в костер и превратится в угли. Особенно частно это происходило, если применялся горизонтальный способ расположения деревянных шампуров. По мере нагрева они начинали прогибатся в середине и по тяжестью мяса падали в огонь. Не всегда, конечно. Или прогорали.

Никаких маринадов для придания мясу каких-то особенных вкусовых качеств раньше (исторически раньше) тоже не применяли. Если мяса было не много (на раз поесть), мясо просто жарилось и все. Если был лук и томаты, то они нанизывалсь на шампур вперемешку с мясом, но томатов и лука могло и не быть. Поскольку туша барана была больше чем можно было съесть за один раз, нужно было думать, как сохранить остатки не съеденной туши до следующей трапезы. Убивать баранов каждый раз для одного шашлыка было непозволительной роскошью. Чтобы мясо сохранялось как можно дольше, куски этого мяса натирали аджикой, которая выполняла роль консерванта. Потом эти куски брали, резали на более мелкие и делали необходимое количество шашлыков. Иногда куски мяса, для лучшего хранения, натирали не аджикой, а смесью соли и всяких специй. Иногда мясо замачивали в растворе , состоящем из соли и специй (это был менее трудоемкий процесс). Этот раствор и был тем, что мы называем маринадом. Но назначение у него было несколько иным.

Каких-то "особых" традиций, связанных с приготовлением и поглощением шашлыка тоже не было. Просто потому, что это была самая повседневная и более чем обычная пища пастухов. Но ... просто умение сделать шашлык означало умение выжить в экстремальных горных условиях. Умения эти - чисто мужские. Умения эти передавались от отца к сыновьям, которых он брал с собой "на работу" в горы. И если какой-то человек мог сделать себе шашлык из того, что у него есть "под рукой", то этот человек считался "мужчиной". Приобретение навыков изготовления шашлыка приравнивалось к ритуалам посвящения юношей в мужчины. Не случайно к изготовлению шашлыка женщины до сих пор не допускаются.

Все,что написано выше, скорее всего относится не только к традициям народов Кавказа, но к традициям любым народом, занимающихся скотоводством. Поэтому и искать ту страну или тот народ, который придумал шашлык не нужно.

Кстати само слово "шашлык" далеко не общеупотребительно. Описанное выше блюдо в Армении называют "харавац", в Азербайджане -"кебаб", в Турции - "шиш -кебаб", ну и так далее. Кто -то считает, что это все "мясо, жареное на вертеле", кто -то считает, что это - просто "жареное мясо". Справедливости ради, следует отметить, что "просто жаренное мясо" и " мясо жаренное в виде кусочков" не одно и то же. Поэтому нужно вспомнить еще одну версию происхождения слова "шашлык". Были у древних скифов два слова "Ша" и "Лыть ", объединение которых означает "разрезанную плоть". Довольно логичная версия. Все-таки - это не просто зажаренная на костре туша, а нечто приготовленное.

Еда
6,93 млн интересуются