Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом.

ГАЗ-М20"Победа". Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg
ГАЗ-М20"Победа". Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg

Здравствуйте, уважаемый читатель канала «Дневник оптимиста»!

Идея создания нового массового легкового автомобиля витала в головах конструкторов ГАЗа ещё до войны. Дальше эскизных вариантов она не прошла из-за приоритета в производстве грузовых моделей и военной продукции. Начавшаяся война отложила эту работу до переломной Сталинградской битвы.

Правительственное решение о необходимости разработки нового легкового автомобиля вышло в начале 43-го года. Конструкторская школа на ГАЗе к этому времени уже сложилась под влиянием американских и немецких автомобильных традиций. В новом автомобиле, несмотря на его полное отечественное происхождение, присутствовали элементы лучших мировых моделей.

САлон ГАЗ-М20 "Победа". Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg
САлон ГАЗ-М20 "Победа". Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg

Автомобиль имел заводской индекс ГАЗ-М-20 и имя «Победа». Буква М попала в индекс модели из-за того, что завод носил имя Молотова В.М. Негласное название «Молотовец» присутствовало в модели автомобиля, который стал первым в СССР, массово выпускающимся автомобилем с несущим кузовом.

Считается, что несущий кузов, из-за отсутствия опыта конструирования таких узлов, был создан по мотивам немецкого автомобиля Опель Капитан. Кузов был выполнен в стиле популярного в то время понтонного типа. У него отсутствовали ярко выраженные крылья и подножки, однако капот ещё остался отдельным выступающим элементом. Внутренняя отделка салона считалась очень современной и в некоторых решениях превосходящей зарубежные аналоги.

ГАЗ-М20 "Победа" в цехе. Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg
ГАЗ-М20 "Победа" в цехе. Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg

Передняя подвеска тоже напоминала конструкцию Опеля и даже имела взаимозаменяемые детали. Такая подвеска в газовских моделях появилась до войны, потому уместнее будет сказать, что для «Победы» она была спроектирована с учётом лучших мировых достижений. Задний мост М-20 кардинально отличался от довоенного образца. Продольные рессоры воспринимали все нагрузки от моста, не передавая их на КПП через упорную трубу, как было раньше. Мост имел свои конструктивные особенности, характерные только для этой машины. Тормозная система барабанного типа имела гидропривод.

Двигатель первоначально планировали применять шестицилиндровый, но впоследствии была создана его четырёхцилиндровая версия, которая оказалась вполне работоспособной и, получая усовершенствования, выпускалась достаточно долго. Работая на 66-м бензине, он выдавал неплохие динамические характеристики, позволял автомобилю иметь хорошую приёмистость на скоростях до 60 км/час. В целом же двигатель оставался маломощным для тяжёлого автомобиля.

И.В. Сталин осматривает ГАЗ-М20 "Победа". Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg
И.В. Сталин осматривает ГАЗ-М20 "Победа". Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg

Новые конструктивные решения повлекли за собой внедрение контактной сварки, индукционного упрочнения металлов, новых технологических процессов и целого направления в дизайне по разработке эмблемы автомобиля и других атрибутов внутреннего оформления. М-20 была первой моделью с советской штамповой оснасткой для деталей кузова.

Из-за жёстких требований «сверху» автомобиль в серию пошёл испытанный по укороченной программе, конструктивно не доработанный, технологически не подготовленный и имел много замечаний в эксплуатации. Через полтора года после начала серийного выпуска было принято решение о необходимости его модернизации, которая повлекла за собой значительные изменения.

Милицейская "Победа". Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg
Милицейская "Победа". Фотография использована в качестве иллюстации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/m20vsmf.jpg

Выпуск доработанного варианта начался в конце 49-го года в новом производственном корпусе. Автомобили с выявленными в эксплуатации дефектами подверглись доработке в условиях завода. За десять лет было произведено свыше 241 тысячи автомобилей, в числе которых было более 14 тысяч кабриолетов и 37 с лишним тысяч такси. Модернизированная «Победа» выпускалась до середины 58-го года и была принята эксплуатационниками как комфортабельный, надёжный и удобный автомобиль.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются