Особенность детского питания состоит в том, что дети активно растут и развиваются. Поэтому их потребность в белке как главном строительном материале, а также в «живительных силах» (витаминах и микроэлементах) значительно превышает таковую у взрослых. Актуальной для них также является задача выработки индивидуального стиля питания (или правильного стереотипа питания), соответствующего их возрастным (физиологическим и психологическим) особенностям.
1) Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в рационе детей должен составлять не менее 60% от общего количества белка. Животные белки ценны тем, что содержат все незаменимые аминокислоты (структурные компоненты белка), не синтезируемые в организме. Растительные белки также важны для детского организма. Хорошими источниками растительных белков являются бобовые культуры, орехи, семечки, продукты, изготовленные из сои (соевое мясо, соевый гуляш), а также некоторые зерновые культуры (овес и гречка).
2) Особенно важное значение для развития детей имеют витамины А, С, D и Е, а из микроэлементов – соли кальция, фосфора и железа, дефицит которых приводит к задержке роста, нарушениям зрения, появлению рахита и заболеваний зубов.
Так, витамин D содержится в основном в продуктах животного происхождения (печени, рыбе, яйцах, икре), а также образуется в коже под действием солнечных лучей. Благодаря витамину D происходит всасывание из кишечника и отложение в костях солей фосфора и кальция, которые является важным средством предупреждения рахита. Соли кальция и фосфора в достаточном количестве содержаться в молочных продуктах, салате, петрушке, луке. Фосфора много в печени, рыбе, бобовых культурах, грибах. Очень богаты микроэлементами морские продукты. Витамина С больше всего в шиповнике, апельсинах, черной смородине, абрикосах, клюкве, капусте, зеленом луке, красном перце, помидорах. Витамином А богаты печень, яйца, сливочное масло, молоко, рыбий жир, а также морковь, горох, зеленый лук, щавель, капуста, облепиха. Витамин Е содержится в нерафинированном растительном масле, грецких орехах, семечках, арахисе, оливках, фундуке, миндале, говяжьей и тресковой печени. Хорошими источниками железа (железо играет важную роль в процессах кроветворения) являются свекла, редис, зелень петрушки и лука, помидоры, черная смородина, фундук и картофель. Много железа содержится в печени, мясных продуктах, яйцах, а также икре осетровых рыб.
3) Обязательно в рационе питания детей должны присутствовать кисломолочные продукты, содержащие бифидофлору. Бифидобактерии повышают иммунитет к различным заболеваниям, улучшают работу пищеварительной системы, являются профилактическим средством против часто встречающихся у детей дисбактериозов.
4) При приготовлении пищи детям не рекомендуется использовать такой вид ее тепловой обработки, как жарка. Вместо жареного картофеля и котлет им лучше подавать картофельное пюре и котлеты, приготовленные на пару. В питании детей следует избегать пирожков, пиццы, поджарки, копченостей, блинов, пончиков, гамбургеров, чипсов и острых приправ. Следует ограничить количество сладких блюд из сдобного теста, какао и кофе и особенно сладкие шипучие напитки! Сладости (особенно леденцы, карамель, тянучки, ирис) часто являются причиной кариеса зубов. Поэтому их лучше заменить сладкими фруктами или сухофруктами (финиками, изюмом, курагой), содержащими много ценных витаминов и минеральных веществ.
5) Для детей оптимальным считается четырехразовое питание. Причем, желательно, чтобы количество пищи относительно равномерно распределялось в течение всего дня.
Особенно важен завтрак школьника. Он должен быть полноценным и включать в себя разнообразные молочные каши, запеканки, на худой конец - сырники, а не "сухие" завтраки и бутерброды не понятно с чем. Накормить правильным завтраком - прямая обязанность родителей. Но как его заставить есть, если он еще спит? Здесь большую роль играет привычка, стереотип. Она формируется с раннего детства и требует систематичности и творческого подхода. И еще личного примера. Кроме всего прочего, между сном и завтраком должен быть промежуток времени заполненный физическими упражнениями (зарядкой с папой), водными процедурами или прогулкой на свежем воздухе с домашним питомцем. А для этого нужно пораньше лечь спать.
Резюме. Основной принцип формирования у детей «здорового» пищевого поведения заключается в составлении для них разнообразного (построенного на валеологической основе) меню с предоставлением им относительной свободы в выборе продуктов и кулинарных изделий с учетом своих потребностей и вкусов, особенностей развития и здоровья. Для воспитания у детей валеологического отношения к пище необходимо, чтобы они имели научные представления о питании, могли провести валеологический анализ своего рациона и внести в него необходимые коррективы. Важно также научить их готовить "здоровые" блюда.