Позиции поклонников и противников «Зеленой книги», которая получила Оскар в номинации «Лучший фильм», выглядят примерно так: первые считают, что это добрая и милая картина против расизма, которая отлично подойдет для семейного просмотра в канун Рождества; вторые считают, что это притворно добрая и милая картина, прикрывающая расизм.
Кажется, правы обе стороны.
Главная проблема заключается в том, что расизм в «Зеленой книге» подается со стороны белых (режиссер и сценаристы картины — белые). И так, как удобно белым. Решение проблемы расовой дискриминации в фильме выглядит вполне однозначно: в 60-е на юге США было плохо, но давайте все забудем, ведь есть порядочные и гуманные люди, а также есть те, кто способен измениться.
Конечно, у чернокожих режиссеров нет исключительного права говорить о проблемах расовой дискриминации. Но если посмотреть на другие фильмы про расизм, которые соревновались с «Зеленой книгой» на Оскаре, «Черный клановец» и «Черную Пантеру», то разница станет очевиднее. Последние картины гораздо острее и злее. И они говорят прямо, что притеснение никуда не исчезло, оно происходит прямо сейчас. Создатели «Черного клановца» и «Черной Пантеры» — черные, о неравноправии в этих фильмах говорят тоже черные, а белые герои, напротив, ничего не понимают. Похоже, это не случайность или искажение действительности.
Конечно, с позиции российского зрителя не совсем корректно говорить о притеснении чернокожего населения США. Даже если знаком с расизмом по фильмам и рассказам знакомых, которые бывали или живут в Америке. Но кажется, что мы, общество, действительно еще не до конца разобрались, что такое расизм, как его показывать и как с ним бороться.
Действительно, главный герой в «Зеленой книге» — белый водитель итальянец Тони «Болтун», который теряет свои расистские предрассудки после знакомства и проведенного времени со вторым героем — черным музыкантом Доном Ширли. И чернокожий персонаж используется в фильме будто только для того, чтобы сделать белого гуманнее.
В то же время в фильме есть момент, когда с расизмом сталкивается и белый герой: чтобы стать черным, достаточно просто ехать в машине с черным. И этот момент говорит зрителю, что расизм — не про цвет кожи, это общая проблема, которая касается всех.
Если все таки остановиться на том, что картина слишком классическая, слишком выгодно показывает проблему расизма со стороны белых, слишком простая и Оскара не заслуживает, то это не выглядит как тенденция или что-то ужасно непоправимое. Два года назад вопреки всему Оскар получил не белый (и прекрасный) «Ла ла Ленд», а черный (и прекрасный) «Лунный свет» — тонкое кино о человеческой хрупкости и проблемах черных, снятое черными.
Режиссер: Питер Фаррелли.
Для кого: для всех.
Награды: по три Оскара и Золотых глобуса в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана» (Махершала Али), а также премии Британской академии и Гильдии актеров за мужскую роль второго плана (Махершала Али).
Оценка: 8 из 10.
Обнимаю крепко, ваш кинокритик