Вот уж чего нашим предкам в страшном сне бы не приснилось, так это мир, в котором чуть пи не каждый второй человек мечтает… похудеть! Само это слово родственно слову «худо» — беда, несчастье. От хорошей жизни не худеют, были уверены люди издревле, и это отразилось в языке. Худой— то есть бедный, больной, немощный. И работник из него — никакой.
Нынче все наоборот. Зоркий глаз кадровиков из «крутых» фирм оглядывает фигуры претендентов: лишний вес — однозначный минус. Значит, у человека нет денег качественно питаться, или слишком слабая воля, чтобы контролировать себя.
Настойчиво формируется новый стандарт женской красоты: ключицы, потом ребра, потом сразу коленки. Это вам не девушка с веслом — современную королеву красоты за веслом бы просто видно не было. Зато очень экономически выгодно: индустрия средств для похудения развивается ударными темпами. И таблетки, и пояса, и операции. И диеты, конечно.
Их существует великое множество, то один подход, то другой сменяют друг друга на пике популярности. Но среди всего многообразия можно выделить несколько магистральных течений.
Первое из них — «заслуженный ветеран» диетологии — энергетический подход. Он основан на подсчете калории, получаемых с пищей и калории, затраченных организмом на всякого рода деятельность, в том числе простое поддержание жизни (дыхание, например). Считается, что если калорий поступает меньше, чем тратится, человек худеет. Исходя из этого, предлагается низкокалорийная диета, в основном это фрукты, овощи, нежирное мясо и рыба. Идея вроде бы здравая, и люди, придерживаясь низкокалорийной диеты, действительно худеют (что они при этом чувствуют и какие волевые подвиги совершают — отдельный вопрос). Но вот в чем проблема: организм наш — не машина, он создан природой гибким и приспосабливаемым.
Если урезали рацион -значит настали плохие времена, пора экономить и снижать обмен веществ. Очень скоро организм начинает обходиться меньшим количеством калорий, потом — еще меньшим. А если в это время диету отменить? Тогда, начнется стремительный набор веса. Но ведь вечно мучиться и обсчитывать каждый кусок тоже невозможно! Этот ужасный маятник, когда диета оборачивается еще парой лишних килограмм знаком, наверное, каждому худеющему. Поэтому сегодня диетологи рекомендуют или придерживаться низкокалорийной диеты очень недолго -например, три дня перед праздником, чтобы влезть в вечернее платье — или, наоборот, вводить ее навсегда, без всякой надежды «похудеть, и уж тогда наесться». Естественно, такая диета должна быть щадящей, снижение калорийности не должно быть таким, чтобы человек зубами клацал от голода.
Направления второго типа основаны на убеждении, что важно не сколько есть, а что именно. Они обращают внимание на то, что в пище современного человека ненормальное содержание рафинированных продуктов, то есть продуктов, питательная ценность которых искусственно повышена в несколько раз.
Классический пример: сахар. В природе такого вещества нет, а сопоставимый с ним по энергетической ценности мед можно добывать в весьма ограниченных количествах. Тот же белый хлеб, который издавна был символом богатой жизни, за счет очистки муки от всех примесей, стал более вкусным, более калорийным и… гораздо менее полезным. А дальше пути разных диетических теорий расходятся.
Одни ополчаются на жиры, возлагая на них ответственность за инфаркты, инсульты и лишний вес. Эта идея пользуется большой популярностью в мире, и в дорогих магазинах развитых стран можно увидеть обезжиренные продукты, которые стоят дороже, чем с нормальной жирностью.
Крайние варианты диет предлагают вовсе исключить жиры из питания. И вес при этом действительно снижается, возможно, еще и потому, что пища, совсем лишенная жиров, не очень вкусная — много не съешь. Но побочным результатом такой диеты часто бывают апатия, снижение настроения или раздражительность. Нервы любят жир! Кроме того, жиры бывают разные, например, жиры морепродуктов и рыбы очень полезны для обмена веществ. И у народов, которые питаются преимущественно этими продуктами, толстых почти не встречается.
Другие диетологи во всем обвиняют углеводы и предлагают питаться только белковой пищей и некрахмалистыми овощами. Не получая углеводов извне, организм вынужден расщеплять запасы собственного жира — а куда деваться? И опять-таки происходит снижение веса, но тоже не без последствий. Не получая углеводов, человек никогда не чувствует себя по-настоящему сытым, начинает есть больше мяса и порой это приводит к настоящему белковому отравлению с тяжелыми последствиями. Все-таки мы не тигры, не можем одним мясом питаться.
Более мягкие и взвешенные диеты предлагают исключить лишь рафинированные углеводы: сахар, белую муку, очищенные крупы. Таких диет можно придерживаться без опасений сколь угодно долго, но нужно набраться терпения: снижение веса будет происходить очень постепенно.
Третье течение обращает свое внимание на сочетание продуктов. Не рекомендуется, например, сочетать белки и углеводы, поскольку они требуют разных условий переваривания и их совместное употребление приводит к зашлакованности организма. Такой запрет — непростая задача для кулинара, потому что практически все традиционные блюда представляют собой именно смесь белков и углеводов: пирог с мясом и пельмени, бифштекс с картошкой и пицца, плов и бешбармак, да что ни возьми! Что же есть-то? И потом, посещает мысль, что же, все эти народы, что изобретали и веками совершенствовали свои блюда, ничего не соображали?
Впрочем, люди, которые решили придерживаться раздельного питания, действительно отмечали снижение веса и улучшение самочувствия… По тех пор, пока хоть один раз не нарушали правила и не съедали в гостях по рассеянности бутербродик с колбасой. Некоторым приходилось вызывать «Скорую». Избалованный «правильным сочетанием продуктов» организм устраивал бурную акцию протеста. Наконец, подходы четвертого типа предлагают идти не от продуктов, а от человека. Нет еды, абсолютно вредной и абсолютно полезной — каждому свое.
Этот принцип объединяет самые разные теории, от древней диетологии аюрведы, делящей людей по конституции на «сухих» и «мокрых», «горячих» и «прохладных», до новомодной диеты по группам крови. Их изложение звучит весьма поэтично и, наверное, имеет под собой определенные основания, но определенно судить об их эффективности трудно. Естественно, авторы и сторонники каждого направления уверяют, что именно их подход универсален и эффективен. И все они, скажем так, преувеличивают. Универсального способа «делать вес» по заказу пока не существует. Может, оно и к лучшему? Каждый должен сам думать и выбирать способы, подходящие именно ему.