Слухов и легенд на сей счет ходит довольно много. Многие из них берут начало еще во времена Первой мировой. Приблизительно в 1870-х годах на территории России стартовал первый завод по изготовлению консервированных продуктов. Именно тогда, во время Первой мировой войны, привычным рационом российских солдат стало мясо в банке.
Но кому же первому пришла идея заготавливать продукцию таким способом, продлевая срок ее хранения, открывая новые дороги на пути к импорту в другие страны.
Питер Дюран стал первым изобретателем жестяных банок. Благодаря ему, впервые консервы появились во Франции в начале 19 века.
Первые банки были не столь практичны и удобны в плане открытия крышки, а изготавливалась каждая банка вручную. Где-то в 1826 году Британия приобрела патент на изготовление консервных банок и уже тогда в рацион армии ее величества попали консервы с мясом.
Момент с крышкой по-прежнему не был решен, хотя солдатам на это грех было жаловаться. Для открытия у них всегда был нож, но для более комфортного вскрытия использовали долото и молоток.
На территории России тушенка тогда была редкостью. Несмотря на неоднократные попытки ввести ее в рацион наших солдат, все они не оправдали своих надежд.
Действительно, оценить тушенку удалось лишь к началу 1870-х годов, как раз тогда и запустили первый консервный российский завод.
Последние десятилетия 19 века можно охарактеризовать годами расцвета для тушенки, ведь она оказалась востребована - многим пришлась по вкусу заготовка продуктов таким способом.
На 1914 год припало много заказов, где самым крупным заказчиком выступала российская армия. Разнообразие консервов тоже радовало как офицеров, так и солдат.
Одним из самых ходовых видов было рагу. Следующим по популярности были горох с мясом, жареная говядина или баранина. Еще консервный завод выпускал гороховую похлебку.
К старту 1915 года в ограниченном количестве стали заказывать так называемые саморазогревающиеся консервы. При повороте днища взаимодействовали специальные компоненты, которые объединялись в нагревательную смесь.
Секрет смеси был заключен в негашеной извести с водой. Результатом становилась разогретая теплая еда, которая ничем не выдавала положение солдата. От такой консервы не было дыма.
Изобретение саморазогревающейся консервы принадлежит Евгению Федорову. Увы, в послевоенные годы Первой мировой его изобретение было забыто, однако немецкая сторона смогла извлечь из него все плюсы, наладив в дальнейшем свое производство, что во многом помогло им в следующей войне.
Ко Второй мировой Россия успела заготовить много консервации, но, по стечению обстоятельств, сложилось так, что эти стратегические запасы были захвачены немецкой стороной.
Проживание на собственных резервах закончилось к 1943 году, после чего российская армия стала питаться американской тушенкой.
В послевоенное время ходил еще один интересный слух в пользу консервации. Так, в 1966 году во Всесоюзном НИИ консервной промышленности появился нестандартный гость с интересным грузом.
Мужчина привез в НИИ консервную банку, на которой был указан 1916 год. Ученые определили, что мясо, которое пролежало 50 лет в банке, ничуть не потеряло своих качеств, более того, оно было пригодно к употреблению спустя столько лет.
Так, в пользу консервации говорил и срок ее хранения, который доказал, что правильно приготовленные по ГОСТу продукты способны очень долго храниться.
В последующие годы изготовление консервов строго контролировалось, а обычному потребителю они попадали на стол с подходящим сроком годности, ибо все партии шли на нужды армии.
Получить консервы могли себе позволить только состоятельные люди и только по талонам. В таких семьях всегда можно было увидеть «заначки» в шкафах на так называемый «черный день».
Современный взгляд на тушенку весьма размыт. Нынче не каждый ГОСТ является ГОСТом и не каждая «армейская» тушенка является действительно «армейской», хоть отсылка именно к тем старым стандартам имеет место быть.
Консервные продукты и по сей день считаются самыми выгодными в тех краях и условиях, где хранение обычных продуктов должно быть долгосрочным.