- А хочешь «Жигули»? Представляешь, такой маленький, а уже «Жигули»?
В марте 1985 года на телеэкраны вышел фильм «Гостья из будущего», снятый по произведению писателя-фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед».
Зрителям понравился не только сюжет фильма, но и то, как интересно был показан мир будущего. Хотя сделать в то время это было непросто. Фильм снимали на пленку, о компьютерной графике создатели фильма тогда и не мечтали.
Наверное, с сегодняшней точки зрения воплощение будущего выглядит наивно. Кстати, именно так объясняет съемки ремейка продюсер Михаил Врубель («Вторжение»): «Сейчас есть технологии, и это может быть удивительное сочетание наших воспоминаний об этом фильме и того, что мы можем технологически дать зритель сегодня». Выход картины под названием «Сто лет тому вперед» намечен на конец 2023 года.
А пока можете почитать несколько секретов создания «спецэффектов» из полюбившейся зрителям версии 1985 года.
1. Путешествие во времени. Для создания иллюзии движения мы разработали специальный видеоэффект. Оптические явления (молнии, радуги, силуэты) снимались в лазерной лаборатории, а затем каждый кадр собирался вручную с помощью склейки и наложения. Иногда на один кадр требовался месяц работы.
2. Флипы и их полеты. Дизайн круглого самолета разработала художник-постановщик Ольга Кравченя. Их заказали у Балтийской компании, производившей планеры. Чтобы запечатлеть аппарат высоко в небе, были сделаны модели разных размеров, от 10 см. Мини-флипы подвешивались на тонкой проволоке, поднимались краном и снимались. Нить подкрашивалась краской под цвет фона, на котором «летел» аппарат.
3. Машина времени. Комната, где было установлено устройство, была оклеена белыми обоями и во время фотосессии освещалась очень ярким светом. Популярный тогда кубик Рубика был использован для создания панели машины времени.
4. Миелофон. До фильма никто не знал, как выглядит устройство для чтения мыслей. Его роль исполнял кристалл. Звук миелофона придумал звукорежиссер Леонид Вейтков: «Однажды я сыграл на плеере на большой скорости первый концерт Чайковского. Звук показался мне интересным".
5. Институт времени. Здания будущего также требовали воображения и труда съемочной группы. Помещение Института времени, куда прибывает Коля Герасимов на машине времени, снималось в павильоне киностудии Горького. На экране институтские коридоры кажутся бесконечными, но это иллюзия, достигнутая специальными ракурсами. А внешний вид здания был выполнен по макету высотой всего 50 см. Модель была подвешена на веревке, создавая эффект фона, а стоящие рядом художники представили крупный план.
6. Космопорт. Футуристический интерьер космодрома создан с использованием стеклянных трубок, которые используются в химической промышленности. Они украсили нижнюю часть залов. Верхняя часть комнаты окрашена. Сначала снималась нижняя часть декораций, а затем на пленке «штамповывался» верх. Нужно было совместить так, чтобы линии, цвет и свет двух изображений совпадали. Эту работу выполняла большая группа различных специалистов под руководством главного оператора Сергея Онуфриева.
7. Космозоопарк. Научно-исследовательское учреждение «Космозоо» должно было сниматься в Гаграх. Там построили ландшафт, но ноябрьская погода подвела. Поэтому снимали следующим летом в Московском ботаническом саду. Из-за небольшого бюджета картины обошлись в пенопластовую модель крокодила Сени и козла по кличке Наполеон. Для создания впечатления густонаселенного зоопарка использовались различные звуки природы.
8. Робот Вертер. Сделать механического робота было невероятно сложно, поэтому его решили заменить человеком. Роль досталась Евгению Герасимову. Эта «гуманизация» добавляла сюжету комические и драматические нотки. Правда, актеру пришлось нелегко. Костюм был сшит из специальной ткани, используемой в космонавтике. Это было почти монолитное изделие, без молний и пуговиц. «Меня одевали в него утром, а костюм снимали только вечером, иногда после 12 часов съемок. Это создавало некоторые, так сказать, технические проблемы», — вспоминал Герасимов. Образ Вертера был «списан» с киборга из итальянского фантастического боевика «Война роботов» (1978).
Телефильм снимался почти три года. После премьеры критики отметили как небольшой бюджет, так и технические недостатки съемок. Но публике было все равно. Сергей Онуфриев напомнил, что кабинет директора был засыпан письмами со всей страны.
И это было ярчайшим доказательством успеха фильма у зрителей и мастерства съемочной команды!