– Евгений Германович, одни филологи возмущаются современным состоянием языка. Другие говорят: таково положение дел, так уж сейчас язык развивается. В конце концов, не очень грамотно писать о том, как чистишь зубы – это лучше, чем... Ну, чем воровать.
– ...и лучше, чем не чистить зубы. Все так. Но дело филологов – не только регистрировать, но иногда и поправлять.
Например, в свое время массово стали употреблять слово «довлеть» в смысле «давить». Но «довлеть» – «быть довольным», «быть достаточным». «Довлеет дневи злоба его», как в Евангелии сказано. То есть достаточно каждому дню, выражаясь современным языком, его проблем.
Несколько лет назад журналисты полюбили использовать слово «фактура» в смысле «набор фактов». Тогда как «фактура» – характер поверхности – и художественного произведения, и какого-нибудь материала. Не исключаю, что через несколько лет значение «набор фактов» станет допустимым. Но что такое «допустимо»? Осетрина второй свежести.
– Осетрина второй свежести не перейдет в первую, а допустимое может стать нормой.
– Да, но говорить «кофе» в среднем роде я не буду ни при каких обстоятельствах. Хотя в некоторых словарях это уже допустимо.
Понимаете, человек, блюдущий себя, не станет использовать парадное в качестве туалета, даже если это разрешит закон. Языковые послабления – это, видите ли, такой «русский для бедных». Тот, кто ценит свой язык, на эти компромиссы не пойдет.