Найти в Дзене

Обжиг керамики в полевых условиях. Репортаж с места событий

Одним теплым октябрьским утром я ехал в полупустой электричке. Она увозила меня из Москвы, но недалеко — на станцию Быково Рязанского направления. Я был приглашен в гости на необычное для меня таинство — огневой обжиг керамики.

Быстро найдя нужный дом в частном секторе, я постучал в солидную деревянную дверь забора. С той стороны зашуршала под ногами палая листва, и дверь открыл сам улыбающийся хозяин — Илья Калашников. Илья выглядел так, как и должен выглядеть в моем представлении гончар и керамист — борода, плотный серый свитер, крепкие руки и лучащиеся добротой глаза. Он пригласил меня зайти, и мы пошли вглубь его участка, к дому.

Там, под яблоней, уже собрались энтузиасты керамического дела — наверное, более десятка: и опытные керамисты, и неофиты. А на полянке стояла собранная печь — в ней-то и предполагалось проводить обжиг. Возле нее стоял и рассказывал интересные вещи сам создатель печи — Дмитрий Галанов, производитель печей Sirius.

Его печь представляла из себя сварную клетку из металлических прутьев, к которой с внутренней стороны были прикреплена керамическая вата-одеяло, т.е. футеровка. В нижней части одной из 4 сторон куба была установлен небольшой металлический диффузор, в который была вставлена горелка. К ней по трубке шел газ из баллона — пропан.

-2

От Ильи я узнал, что это печь модульная, т.е. разборная: каждая из стенок отделяется, и ее удобно везти в машине на природу, например. К тому же она предназначена только для огневого обжига, никакого электричества. Меня удивила простота и функциональность этой печи — дешево и сердито, как говорится.

К сожалению, к сборке печи я не успел, но увидел закладку сырых изделий в печь. Там были и тарелки, и плошки, и кружки, а даже яблочки, бусы и кувшин! Все они были либо белые, либо серые, и смотрелись достаточно неказисто. Я сказал об этом Илье, на что он загадочно усмехнулся: “Скоро ты познакомишься с волшебством керамики!”

В это время Дмитрий рассказывал всем о самом огневом обжиге, так называемом обжиге “Раку” с дальнейшим восстановлением. Для меня, вообще не знакомого с изготовлением гончарных изделий, это все звучало как "китайская грамота". Но Дмитрий понятно объяснил: на изделия наносят глазурь, которая содержит соли металлов. При высокой температуре глазурь плавится, и если потом поместить глазурованное изделие в бескислородную среду, где будет СО, то металлы восстановятся из глазури, и придадут изделиям металлический блеск, красивые переливы...

Это было похоже на мастер-класс: каждое свое действие Дмитрий Галанов комментировал. Он заложил изделия в печь, закрыл ее крышкой, подал газ на горелку и зажег факел. Обжиг Раку начался!

Потом мастер взял в руки переносной приборчик — измеритель температуры, и начал рассказывать о важности измерения температуры при пламенном обжиге керамики. К прибору была подключена термопара ДТПК021 ОВЕН, что меня порадовало :)

Слева - термопара с измерителем температуры, справа - угощение от хозяина :)
Слева - термопара с измерителем температуры, справа - угощение от хозяина :)

Затем он поместил термопару в специальное отверстие в стенке печи, и мы стали следить за набором температуры. По словам Дмитрия, особо тщательный надзор за набором температуры тут не нужен: главное, чтобы он не был слишком быстрым, а был плавным. Плавность достигается “крутилкой” на подаче газа к горелке. Макимальная температура в печи при обжиге Раку должна достигнуть 1050 °С.

Вот и все! Два часа, которые длился обжиг, пролетели незаметно — мы пили чай из красивых керамических кружек, слушали рассказы профессионалов и узнавали много нового. А чуть позже начали жарить шашлык…

С Дмитрием мы долго говорили на счет тонкостей применения термопар типа S, он поделился своим опытом и наблюдениями. Оказалось, что он делает несколько видов печей, в том числе и электрических. И ставит на них наши программные терморегуляторы ТРМ251. Его обратная связь порадовала, также он предложил варианты развития прибора… Забегая вперед, скажу, что все предложения я передал в наш отдел КИП 👍

И вот наконец настало время выемки обожженных изделий из печи! Я никогда не видел, как это происходит, поэтому смотрел на все с открытым ртом.

Керамисты, 3 человека, надели вачеги (огнеупорные рукавицы, чтобы не обжечь руки) и респираторы, взяли специальные клещи. Остальные зачем-то нарвали старых газет, и сложили в садовую тачку. Потом подтащили железные ведра с крышками, крышки сняли. И приготовились…

Мужчины сняли крышку с печи и начали вытаскивать раскаленные докрасна горшки, кладя их в ведра. Дым, жар! Все стали забрасывать внутрь ведер обрывки газет, они сразу же начинали гореть, но ребята быстро закрывали крышки. Это не давало кислороду воздуха проникать внутрь. Таким образом, внутри выжигался весь кислород, и образовывалась та самая восстановительная среда — угарный газ СО.

-4

Для закладки изделий в ведра крышки приоткрывали, чтобы через мгновенье снова закрыть. А мужики все вытаскивали и вытаскивали из печи керамику! Особенно усердно работал Ваня, 12-летний сын Ильи. Вот он вытащил конус с бусинами, и положил в ведро. Все. Дмитрий Галанов сказал мне: “Теперь подождем минут 20”. Там, внутри емкостей, металлы в это время восстанавливали свою первородную сущность, растекаясь в чистом виде по поверхности тарелок и кружек…

Алексей, другой опытный керамист из Ярославля, пояснил, что во время этой работы нельзя дышать дымом из ведер или печи — угарный газ опасен для здоровья, а из печи летят соединения металлов. Поэтому обязательны меры предосторожности — противогазы и респираторы. Также важна четкость и слаженность движений: нужно крепко хватать изделие клещами и нести в емкость, не обронив и не расколов! Столько тонкостей в керамическом деле…

Прошло около 20 минут. Керамисты стали вытаскивать из ведер одно за другим изделия, которые были еще очень горячими. Их погружали в воду, где они с шипением охлаждались. И наконец их клали на травку, где они остывали и переливались на вечернем осеннем солнышке. Какого цвета черепков там только не было! И зеленые, и кремовые, и с рисунками, и с металлическим блеском… По словам Дмитрия, обжиг Раку с последующим восстановлением придает изделиям такие оттенки цветов, которые невозможно заранее предугадать. Поэтому они всегда получаются уникальными.

На результат обжига можно посмотреть тут.

Затем Илья Калашников повел нас в свою мастерскую, где с полочек на нас смотрели коровки, посуда, футуристические скульптуры, фигуры людей. И еще много чего: чернолощеная, молочёная керамика притягивала взгляды и руки 😊. Мы подошли к печам, на одной из которых стоял уже упомянутый выше ТРМ251, и печестроитель Дмитрий дал пару советов по эксплуатации агрегатов.

-5

К сожалению, мне нужно было уже бежать на обратную электричку, и я не увидел второго обжига, который ребята проводили вечером. Но и один обжиг сильно меня впечатлил! Очень волнительно прикасаться к самому древнему искусству, которым занимается человек. Какое интересное у людей занятие и хобби! Действительно, в тот вечер я своими глазами увидел Волшебство Керамики. Всем рекомендую посмотреть видео на одноименном канале Ильи Калашникова. А еще лучше - приехать к нему на экскурсию или мастер-класс. Всем пока!

Сайт Дмитрия Галанова, изготавливающего печи для обжига керамики Sirius kiln.

Автор статьи: Алексей Сидорцев

Еда
6,93 млн интересуются