Найти тему

Лошадки в творчесте Вайнштейн-Машуриной (Асерьянц) С.И.

2.
2.

"Какое чудо, волшебство!

Фарфор для нас, как сказка в детстве,

И мастер преуспел в том средстве...

Всё в статуэтках ожило."

«Мои родители - оба художники. Отец, Илья Захарович Вайнштейн, — архитектор (ученик известного архитектора Жолтовского), он строил в Москве в основном жилые дома. В одном из них жила наша семья (около Курского вокзала) на Чкаловской улице. Мать — художник театра, училась во ВХУТЕМАСе вместе с моим отцом. А я родилась в Одессе во время путешествия туда моих родителей в 1928 году. Все мое детство прошло в Москве, в коммунальной квартире, где был длинный-длинный коридор и много комнат. Но когда отец закончил строительство дома по улице Чкалова‚ он получил там прекрасную четырехкомнатную квартиру. Вот это была радость!

Казалось, что теперь наша жизнь расцветет... однако началась война. Мама умерла в 1943 году от туберкулеза. Отец был на фронте. Вернувшись после войны, он женился на француженке‚ которую встретил среди своих друзей-художников. И эта француженка (мадам Аннет Пот) стала моей мачехой... Я поступила в это время в МСХШ. Вот это была большая радость для меня. Спустя несколько лет моя мачеха с двумя детьми (две мои сестры по отцу) навсегда уехала во Францию...

А я поступила в институт МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства). Училась там с 1949 по 1954 год. Прекрасные учителя: В.И. Дерунов вел скульптуру, а Дейнека — композицию, Ланге - рисунок. Это были одни из самых счастливых лет в моей жизни. Студенты, которые учились со мной в одной группе, стали для меня родными людьми на всю жизнь. Мы до сих пор встречаемся каждый год и отмечаем год нашего поступления и год окончания института.

1 курс, Светлана Ильинична крайняя справа,
1 курс, Светлана Ильинична крайняя справа,

Однако отец женился еще раз, и опять у меня появилась новая мачеха Варвара Федоровна. И первую и вторую я любила. Они хорошо ко мне относились.

«Конь на дыбах». Вайнштейн-Машурина С. И. ФЗ «Пролетарий». Модель 1954 -1958 г.
«Конь на дыбах». Вайнштейн-Машурина С. И. ФЗ «Пролетарий». Модель 1954 -1958 г.

После окончания института я целых 10 лет работала на фарфоровом заводе в Вербилках, принимала участие во многих выставках и всегда с фарфором,

"Лошадки цирковые, послушные такие,

В манеже выступают и гривами качают,

На представлении этом, нарядно так одеты,

С поклоном приседают и ножки выставляют."

«Цирковая лошадка». Вайнштейн-Машурина (Асерьянц) Светлана Ильинична. СССР, Московская обл., п. Вербилки, «Дмитровский фарфоровый завод. Вербилки», фарфор, форма 1966 г., клеймо периода 1966 - 2009 гг. https://www.loshadee.com/farfor?lightbox=dataItem-k3r9vox1
«Цирковая лошадка». Вайнштейн-Машурина (Асерьянц) Светлана Ильинична. СССР, Московская обл., п. Вербилки, «Дмитровский фарфоровый завод. Вербилки», фарфор, форма 1966 г., клеймо периода 1966 - 2009 гг. https://www.loshadee.com/farfor?lightbox=dataItem-k3r9vox1

Я любила делать животных (стала анималистом) до сих пор сохранила это пристрастие.

"Как верхушки камышей,

Кончики его ушей,

Словно пух совиный ― челка,

Губы ― бархата нежней.

Круп округлый, шерсть блестит...

Звякнув чашами копыт,

По степи быстрее ветра,

Ветра легкого, летит!"

«Жеребенок». Вайнштейн-Машурина Светлана Ильинична (Асерьянц). Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки). модель 1960 годов, фарфор
«Жеребенок». Вайнштейн-Машурина Светлана Ильинична (Асерьянц). Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки). модель 1960 годов, фарфор

Замуж я вышла в 1961 году, и мне пришлось оставить фарфор из-за того, что у меня родился сын. Ездить на завод было далеко. Я стала работать в Москве, на скульптурном комбинате. Это была совсем другая работа. Там были заказы довольно крупного размера — для парков и других для детских площадок и уличных и садово-парковых комплексов. Материал — цемент, кованая медь, камень, дерево. дерево. Я делала в основном анималистические композиции, а также портреты и другие сюжетные композиции.

"Карусель, карусель начинает рассказ.

Это сказки, песни и веселье!

Карусель, карусель — это радость для нас,

Прокатись на нашей карусели!"

«Каруселька». Вайнштейн-Машурина Светлана Ильинична (Асерьянц). Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки),  фарфор  В серию «Карусель» вошли скульптуры «Мальчик на медведе», «Девочка на уточке», «Девочка на поросенке», «Мальчик на козлике», «Девочка на лошадке», а также шкатулочка «Карусель».
«Каруселька». Вайнштейн-Машурина Светлана Ильинична (Асерьянц). Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), фарфор В серию «Карусель» вошли скульптуры «Мальчик на медведе», «Девочка на уточке», «Девочка на поросенке», «Мальчик на козлике», «Девочка на лошадке», а также шкатулочка «Карусель».

"Я работаю в скульптуре, керамике, фарфоре, но также и в живописи. В селе Спасском Калязинского района я расписала фресками церковь Спаса Преображения — и внутри, и даже снаружи на фасаде».

Преображенская церковь села Спасское Тверской области в 2005 году отпраздновала свое 200-летие. В юбилей на стенах храма красовались фрески, написанные его прихожанкой - 75-летней Светланой Ильиничной Асерьянц (Вайнштейн-Машуриной). Последний период творчества художника связан с обращением к религиозной тематике.

«Под куполом», Светлана Ильинична без страха дорисовывала свои фигурки людей на фреске «Вход Господень в Иерусалим». А вот «Символ веры» она попросила написать знакомого художника: шрифты не ее стихия
«Под куполом», Светлана Ильинична без страха дорисовывала свои фигурки людей на фреске «Вход Господень в Иерусалим». А вот «Символ веры» она попросила написать знакомого художника: шрифты не ее стихия

Крестилась после 60 лет. Но иконы в ее жизни были всегда. Родители, архитекторы, влюбленные в живопись, покупали книги об иконописи, хранили святые образы, учили дочь видеть их красоту. А потом Светлана и сама стала рассматривать иконы, посещать службы в храме, но о вере не задумывалась. Много времени занимала учеба, прибавила забот ранняя смерть мамы. Мама умирала в мучениях. По ее желанию все иконы, какие были в доме, поставили к ней поближе. Просила, чтобы помогли приложиться.

-8

Из-за того что в семье Православие не отрицали, но и не принимали, до 60 лет Светлана Ильинична ходила в храмы, не помышляя о крещении. Все изменилось в Преображенской церкви одним летом. Из деревеньки, где у нее была дача, до храма в селе Спасское - около трех километров. Их Светлана Ильинична проходила, чтобы посмотреть на чудесную икону Богородицы, написанную на Афоне, на удивительной красоты эмали в "летнем" приделе во имя святителя Николая. Некоторые иконы, и так отчасти поврежденные временем, были отбиты "варварами": храм часто становился жертвой воров, которые все, что не могли унести, ломали. Светлана Ильинична предложила батюшке отреставрировать часть икон. Сейчас она вспоминает это с улыбкой: "А ты крещеная? - спросил батюшка. - Если покрестишься, тогда можно и попробовать одну иконочку отреставрировать". Я и покрестилась. Дал мне батюшка одну самую "плохонькую", уж и не видно, кто изображен. Я сама клей варила, сама цвета с лупой подбирала. Но с работой справилась, и батюшка мне доверять начал. Его перевели потом на другой приход, а настоятелем церкви Преображения назначили протоиерея Николая Сергиенко. Уж 13 лет мы с ним знакомы".

Керамическая купель для крещальни. С.И. Асерьянц
Керамическая купель для крещальни. С.И. Асерьянц

Светлана Ильинична собственноручно расписала фресками Преображенскую церковь села Спасское Тверской области, а также создала керамическую купель для крещальни. В творчестве Асерьянц появляются библейские образы – скульптуры из композиции «Благовещенье». Осознанием духовного родства всего живого проникнуты произведения этого периода творчества скульптора. Композиция «Милосердие» представляет собой портрет ее знакомого - Михаила Михайловича Петрухина, который работал в цирке акробатом. Однажды он не поймал трапецию и упал, получив травмы. Из цирка уйти не смог и стал ухаживать за цирковыми животными. Потом из цирка его уволили, и он поселился в мастерской у художников. Подбирал и ухаживал за всеми брошенными, калечными собаками, кошками, голубями. Художник изобразила М.М. Петрухина в окружении своих подопечных – собак, кошек и птиц.

"На скаку играя гривой,

Скачет быстро и красиво.

Что за лошадь, что за конь –

Горячей, чем огонь!"

«Конь». Вайнштейн-Машурина Светлана Ильинична (Асерьянц). Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки). модель 1960 г., фарфор
«Конь». Вайнштейн-Машурина Светлана Ильинична (Асерьянц). Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки). модель 1960 г., фарфор

«Так как моя первая мачеха, француженка, скучала по мне, я однажды поехала во Францию к ней и жила у нее три месяца, увидела своих повзрослевших сестер. А для того чтобы я могла с ними разговаривать, мне пришлось выучить французский язык. Сын мой, когда уже стал взрослым, тоже ездил во Францию, так что мы все время поддерживаем связь друг с другом. Я много ездила и по нашей стране, и за рубежом, Франция, Италия, Германия, Греция, Египет, Венгрия.

Везде рисовала, фотографировала. Муж мой, Асерьянц Виктор Александрович - художник-график. Умер в 2002 году. Мой сын сделал в память о нем выставку его работ. Сын Андрей Асерьянц - тоже скульптор, член Союза художников, делает в основном крупные работы из железа и бронзы.

Родной край (Фаянс, 120х60х50 см). 1977. С. И. Асерьянц (Москва).
Родной край (Фаянс, 120х60х50 см). 1977. С. И. Асерьянц (Москва).

К моему юбилею в 2003 году в доме Скульптора состоялась моя большая ретроспективная выставка, на которой я показала свои работы разных лет в разных материалах. Мои работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Кусковском музее фарфора, Царицынском историко-художественном музее (в отделе современного искусства), Музее керамики в Сергиевом Посаде, в художественных музеях разных городах России.

«Наездница». Асерьянц Светлана Ильинична, керамика, 2010 г.
«Наездница». Асерьянц Светлана Ильинична, керамика, 2010 г.

Сейчас я живу и работаю во Владыкинских скульптурных мастерских среди моих прекрасных друзей. Д. Шаховской (мы с ним учились в одной группе), Д. Митлянский, А. Пологова и другие мои замечательные друзья всегда рядом. Искусство для нас - все, это вся наша жизнь.»

Анималистические скульптуры Ванштейн-Машуриной: «Олень» (1954), «Лань с детенышем» (1954), «Соболь» (1955), «Зебры» (1957), «Горностай», выполненные на заводе «Пролетарий». В 1957 году выполнила скульптуру «Пантера на шаре». За время работы на ДФЗ ею были выполнены скульптуры: «Тигрица с тигренком», «Рыбки», «Горностаи», «Пантера на дереве», «Тигры», «Бегущие олени» (1959), «Пума крадущаяся» (1960), «Конь», «Баран», «Косуля» (1963), «Леопарды», «Фестиваль молодежи»» и др.

Дополнительная информация:

1. Бабушка под куполом.

Точка доступа: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/06/12/babushka_pod_kupolom

2. Дмитровский Ордена трудового Красного знамени фарфоровый завод. Каталог

Точка доступа:

https://yadi.sk/a/VvFCOPI93TEP6e/5aa4a0fcc5168f4bc074a11c

Так же использовался материал с сайта "Коллекция Тимофея Федотова" https://www.loshadee.com/

Буду признательна за лайк и подписку, если вам было интересно делитесь в соцсетях. Всем добра и большое спасибо!), очень интересно ваше мнение, пишите в комментариях.

Еда
6,93 млн интересуются