Найти тему
Вижу красоту

«Банный день» Евгении Гатиловой

Евгения Гатилова. Фрагмент скульптуры «Банька» (модель 1982 года). 1986 (авторское повторение). Дулёво. Высота 32 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / Инв. № К-2240
Евгения Гатилова. Фрагмент скульптуры «Банька» (модель 1982 года). 1986 (авторское повторение). Дулёво. Высота 32 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / Инв. № К-2240

Друзья, на днях меня поразила статистика ЯндексДзен о самой популярной моей заметке. Даже далёкие от фарфора люди заинтересовались темой «Голышки Нины Малышевой». Любопытствующих с 31 августа набралось 70 тысяч! Случайность ли это? Надо экспериментально проверить. Предлагаю познакомиться теперь с голышками Евгении Гатиловой. А может быть они многим известны!? Дулёвский фарфоровый завод их по сей день тиражирует и продаёт.

Евгения Гатилова. (роспись Коришева Е.С.). Скульптура «Моет голову». Источник: dulevo.ru
Евгения Гатилова. (роспись Коришева Е.С.). Скульптура «Моет голову». Источник: dulevo.ru

Я вновь процитирую текст книги о творчестве дулёвского скульптора, подготовленной и опубликованной издательством «Среди коллекционеров». Бегло познакомиться с изданием можно здесь: http://publish.collectors.ru/izd/Gatilova_adv_p1.pdf

Евгения Гатилова. Скульптура «Обнажённая». 1950-е. Дулёво. Высота 31 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11954. Госкаталог: 29070765. Источник: goskatalog.ru
Евгения Гатилова. Скульптура «Обнажённая». 1950-е. Дулёво. Высота 31 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11954. Госкаталог: 29070765. Источник: goskatalog.ru

В книге ряд статей авторитетных советских искусствоведов и музейных работников. А я хочу вас познакомить с рассказом Ларисы Карагодиной хранителя советского фарфора Государственного музея керамики в Кусково, в прошлом заведующей отделом современного искусства керамики и стекла. При этом, обращаю внимание, с какой любовью к скульптору написан текст. Лариса Карагодина никогда не скрывала своих симпатий к Евгении Гатиловой. В связи с чем, Государственный музей керамики в Кусково обладает 25-ю экземплярами её скульптур. И банная тематика представлена всесторонне. Госкаталог позволяет в этом убедиться.

-4
Евгения Гатилова. Славить жизнь в красоте. Дулёво / авт.-сост.: Г. В. Бубыренко, И. С. Насонова, С. М. Насонов. – М.: Среди коллекционеров, 2010. – 365 с. : ил. (Серия «Мастера советского фарфора. Дулёво») // publish.collectors.ru

Евгения Ильинична Гатилова – один из ведущих скульпторов Дулёвского фарфорового завода, Народный художник России. Окончив МИПИДИ, где автор училась у А. Дейнеки, С. Алёшина, Е. Белашовой и А. Фёдорова-Давыдова, осталась преподавать в ВУЗе на кафедре скульптуры.

В 1956 году начала работать скульптором на Дулёвском заводе, в том же году были выполнены такие известные работы, как «Девочка, входящая в воду» («У ручья»), «На пляже».

Лариса Карагодина. «Русские «Венеры»

Известно, у каждого времени свой идеал женской красоты. Он был неодинаков у разных народов и социальных групп. Что есть женская красота? На этот вопрос пытались ответить множество художников. На него по-своему ответила Е.И. Гатилова. Она создала поэтические образы русских женщин с округлыми и, по современным представлениям не всегда совершенными, но чувственными женственными формами, подчеркнув национальную особенность их красоты.

Соответственным был и выбор женских типажей для скульптурных композиций. Она в ряду тех русских художников, которые воспевают красоту, молодость, здоровье русских «Венер». В изображении женщин у Гатиловой, за редким исключением, нет особой рафинированности и утончённости. Сильные руки и ноги, дородное тело. В них есть что-то коренное, изначальное. Она трактует образ просто и строго, он транслируется через спокойную позу, осанку, полную уверенности и достоинства, характерные движения, точно подмеченную пластику тел моющихся женщин.

В характерности черт угадываются очаровательные, миловидные лица многих простых русских женщин, с выразительными, одухотворёнными, с озорной искоркой глазами. Скульптор точно подмечает неуловимые чёрточки, которые рассказывают о состоянии души женщины: позу, жест; блестящую поверхность, создающую ощущение мокрого тело. Она передаёт нежность и шелковистость женской кожи.

Она со свойственным её таланту лиризмом и поэтичностью изобразила простых, славных женщин из народа, и в этой простоте есть какая-то притягательность, тихая радость земного бытия. Немаловажную роль сыграли впечатления детства, юности от посещения бани, которые жили где-то в подсознании:

«Половину своей жизни прожила без коммунальных услуг. В те времена баня – это образ жизни, я насмотрелась на такое разнообразие женской натуры. Баня – уникальное учреждение. Для меня ребёнка такое разнообразие обнажённых тел: молодых и старых, полных и худощавых, красивых и не очень ладных, высоких и малорослых было так удивительно, что я смотрела на них, раскрыв рот. Моя сестра, увидев это, «защёлкивала» моё удивление».

Скульптор черпала образы не только из обыденной жизни, но и из сокровищницы искусства. Достаточно вспомнить творчество О. Родена. П. Рубенса, П.Кончаловского, 3. В. Серебряковой, А. Т. Матвеева и других художников. Большое влияние на Е.И. Гатилову оказали дородные и простодушные купчихи Б. М. Кустодиева.

В скульптурах «Банька», «Жарко», «Обнажённая с полотенцем», «Обнажённая с зеркальцем», «Анфиса», «Непослушные дети» образы женщин чисты и светлы. От них веет каким-то домашним уютом и безмятежным счастьем.

Мастерство скульптора блестяще проявляется в точной передаче анатомии и пластики женского тела, округлости форм, естественности поз, светотеневой игре объёмов. Женственность – это то качество, которое больше всего превозносит Е.И. Гатилова.

Обнажённая натура является одной из самых ярких страниц в творчестве скульптора. Она с большой любовью и теплотой воспевает национальную красоту, передаёт душу русской женщины, олицетворяющей Россию. Эта серия получила признание и у коллег.

Аста Давыдовна Бржезицкая в своё время восхищалась этими, как она говорила «твёрдо скомпонованными скульптурами», профессионализмом Евгении Ильиничны. Эти работы являются одними из самых возвышенных и запоминающихся, служат визитной карточкой мастера.

Лариса Карагодина. «Балет»

Истинная поклонница балетного искусства, Е.И. Гатилова не могла пройти мимо темы балета, к которой обращается в скульптуре «Балерина» («После выступления», «Современная Терпсихора», «Муза») –портрет балерины Большого театра Инны Малаевой. Уставшая после выступления, она сидит в расслабленной позе в кресле с ниспадающей драпировкой. Мыслями она устремлена на сцену, где только что закончился спектакль. Скульптор передаёт главное в содержании – душевное состояние артиста, психологически точно раскрывает внутренний мир творческого человека.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

Продолжение темы: «Банный день» Асты Бржезицкой. С юмором!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются