Друзья, на днях меня поразила статистика ЯндексДзен о самой популярной моей заметке. Даже далёкие от фарфора люди заинтересовались темой «Голышки Нины Малышевой». Любопытствующих с 31 августа набралось 70 тысяч! Случайность ли это? Надо экспериментально проверить. Предлагаю познакомиться теперь с голышками Евгении Гатиловой. А может быть они многим известны!? Дулёвский фарфоровый завод их по сей день тиражирует и продаёт.
Я вновь процитирую текст книги о творчестве дулёвского скульптора, подготовленной и опубликованной издательством «Среди коллекционеров». Бегло познакомиться с изданием можно здесь: http://publish.collectors.ru/izd/Gatilova_adv_p1.pdf
В книге ряд статей авторитетных советских искусствоведов и музейных работников. А я хочу вас познакомить с рассказом Ларисы Карагодиной хранителя советского фарфора Государственного музея керамики в Кусково, в прошлом заведующей отделом современного искусства керамики и стекла. При этом, обращаю внимание, с какой любовью к скульптору написан текст. Лариса Карагодина никогда не скрывала своих симпатий к Евгении Гатиловой. В связи с чем, Государственный музей керамики в Кусково обладает 25-ю экземплярами её скульптур. И банная тематика представлена всесторонне. Госкаталог позволяет в этом убедиться.
Евгения Гатилова. Славить жизнь в красоте. Дулёво / авт.-сост.: Г. В. Бубыренко, И. С. Насонова, С. М. Насонов. – М.: Среди коллекционеров, 2010. – 365 с. : ил. (Серия «Мастера советского фарфора. Дулёво») // publish.collectors.ru
Евгения Ильинична Гатилова – один из ведущих скульпторов Дулёвского фарфорового завода, Народный художник России. Окончив МИПИДИ, где автор училась у А. Дейнеки, С. Алёшина, Е. Белашовой и А. Фёдорова-Давыдова, осталась преподавать в ВУЗе на кафедре скульптуры.
В 1956 году начала работать скульптором на Дулёвском заводе, в том же году были выполнены такие известные работы, как «Девочка, входящая в воду» («У ручья»), «На пляже».
Лариса Карагодина. «Русские «Венеры»
Известно, у каждого времени свой идеал женской красоты. Он был неодинаков у разных народов и социальных групп. Что есть женская красота? На этот вопрос пытались ответить множество художников. На него по-своему ответила Е.И. Гатилова. Она создала поэтические образы русских женщин с округлыми и, по современным представлениям не всегда совершенными, но чувственными женственными формами, подчеркнув национальную особенность их красоты.
Соответственным был и выбор женских типажей для скульптурных композиций. Она в ряду тех русских художников, которые воспевают красоту, молодость, здоровье русских «Венер». В изображении женщин у Гатиловой, за редким исключением, нет особой рафинированности и утончённости. Сильные руки и ноги, дородное тело. В них есть что-то коренное, изначальное. Она трактует образ просто и строго, он транслируется через спокойную позу, осанку, полную уверенности и достоинства, характерные движения, точно подмеченную пластику тел моющихся женщин.
В характерности черт угадываются очаровательные, миловидные лица многих простых русских женщин, с выразительными, одухотворёнными, с озорной искоркой глазами. Скульптор точно подмечает неуловимые чёрточки, которые рассказывают о состоянии души женщины: позу, жест; блестящую поверхность, создающую ощущение мокрого тело. Она передаёт нежность и шелковистость женской кожи.
Она со свойственным её таланту лиризмом и поэтичностью изобразила простых, славных женщин из народа, и в этой простоте есть какая-то притягательность, тихая радость земного бытия. Немаловажную роль сыграли впечатления детства, юности от посещения бани, которые жили где-то в подсознании:
«Половину своей жизни прожила без коммунальных услуг. В те времена баня – это образ жизни, я насмотрелась на такое разнообразие женской натуры. Баня – уникальное учреждение. Для меня ребёнка такое разнообразие обнажённых тел: молодых и старых, полных и худощавых, красивых и не очень ладных, высоких и малорослых было так удивительно, что я смотрела на них, раскрыв рот. Моя сестра, увидев это, «защёлкивала» моё удивление».
Скульптор черпала образы не только из обыденной жизни, но и из сокровищницы искусства. Достаточно вспомнить творчество О. Родена. П. Рубенса, П.Кончаловского, 3. В. Серебряковой, А. Т. Матвеева и других художников. Большое влияние на Е.И. Гатилову оказали дородные и простодушные купчихи Б. М. Кустодиева.
В скульптурах «Банька», «Жарко», «Обнажённая с полотенцем», «Обнажённая с зеркальцем», «Анфиса», «Непослушные дети» образы женщин чисты и светлы. От них веет каким-то домашним уютом и безмятежным счастьем.
Мастерство скульптора блестяще проявляется в точной передаче анатомии и пластики женского тела, округлости форм, естественности поз, светотеневой игре объёмов. Женственность – это то качество, которое больше всего превозносит Е.И. Гатилова.
Обнажённая натура является одной из самых ярких страниц в творчестве скульптора. Она с большой любовью и теплотой воспевает национальную красоту, передаёт душу русской женщины, олицетворяющей Россию. Эта серия получила признание и у коллег.
Аста Давыдовна Бржезицкая в своё время восхищалась этими, как она говорила «твёрдо скомпонованными скульптурами», профессионализмом Евгении Ильиничны. Эти работы являются одними из самых возвышенных и запоминающихся, служат визитной карточкой мастера.
Лариса Карагодина. «Балет»
Истинная поклонница балетного искусства, Е.И. Гатилова не могла пройти мимо темы балета, к которой обращается в скульптуре «Балерина» («После выступления», «Современная Терпсихора», «Муза») –портрет балерины Большого театра Инны Малаевой. Уставшая после выступления, она сидит в расслабленной позе в кресле с ниспадающей драпировкой. Мыслями она устремлена на сцену, где только что закончился спектакль. Скульптор передаёт главное в содержании – душевное состояние артиста, психологически точно раскрывает внутренний мир творческого человека.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
Продолжение темы: «Банный день» Асты Бржезицкой. С юмором!
#явижукрасоту #ясчастлив