От одного поклонника Стивена Кинга несколько лет слышу одну и ту же фразу, что свои "Голодные игры" Коллинз заимствовала у книги Кинга "Бегущий человек". Так ли это на самом деле? Предлагаю разобраться. Перечитаем оба романа и наметим точки соприкосновения.
Мир
Кинг. Америка 2025 года (это для нас ближайшая реальность, а для Кинга 1982 года, когда был написан роман, это далекое будущее). Люди за чертой бедности, работы нет, закон исключительно на стороне многочисленной элиты. Зато есть Корпорация Игр, которая отбирает игроков, лучших и достойных, из числа бедняков для участия в различных играх. Самая популярная - "Бегущий человек".
Коллинз. Отдалённое будущее, постапокалипсис, новый мир, который разделён на дистрикты. Главный - столица Капитолий. Остальные 12 обеспечивают жизнь всем необходимым: продуктами питания, производством, углем и тд. Каждый год ради развлечения Панема и для устрашения остальных проводится Жатва - Голодные игры.
И у Кинга, и у Коллинз за ходом игры следят в прямом эфире. И в одном, и в другом романах хорошо показан мир рекламы и ТВ, поэтому в обоих произведениях есть обязательное представление героев на телевизионном шоу. Правда, есть и существенная разница. У Коллинз в первой части трилогии еще выведены смешные эпизоды (пока герои не оказались на арене и не столкнулись со смертью). Один из них - интервью Пита перед началом Игр.
"На сцену выскакивает Цезарь Фликермен, ведущий. Он берет интервью у трибутов уже больше сорока лет, а выглядит таким молодым, что даже жутко. Всегда одинаковое лицо, покрытое белым гримом. Одинаковая прическа, только волосы каждый раз нового цвета. Тот же костюм – темно-синий, усеянный тысячью крохотных лампочек, мерцающих будто звезды в полуночном небе. (...) Питу с ходу удалось завоевать зрительские симпатии: из толпы то и дело раздаются крики и смех. На правах сына пекаря он сравнивает трибутов с хлебом из их дистриктов, затем рассказывает забавную историю об опасностях, какие таят в себе капитолийские ванны. «Скажите, я все еще пахну розами?» – спрашивает он Цезаря, и они начинают на пару дурачиться и обнюхивать друг друга, заставляя зрителей покатываться со смеху".
Тогда как Кинг сознательно отказывается даже от сарказма. Его повествование не предполагает и тени улыбки. Вот первое представление Ричардса публике:
"Ричардс стоял за сценой рядом с двумя охранниками и слушал, как публика в студии неистово аплодировала Бобби Томпсону. Ричардс нервничал и издевался над собой за это, но дрожь в теле не проходила, и насмешками ее сейчас было не остановить. Часы показывали 6:01.
— Первый сегодняшний участник — ловкий и находчивый мужчина из южных райочов нашего города, — вещал Томпсон. На мониторе появилась расплывчатая фотография, сделанная скрытой камерой еще несколько дней назад. На ней Ричардс был в серой поношенной рубашке, а задний план напомнил комнату ожидания на шестом этаже.
Кто-то поработал над этой фотографией, чтобы глаза казались глубже, лоб — немного ниже, а щеки — более впалыми. Нарисованная ухмылка на губах и весь облик Ричардса в целом был ужасен — дитя трущоб, грубый, неинтеллигентный, наделенный примитивными животными инстинктами. Образ, пугающий всех жителей новых районов.
— Это Бенджамен Ричардс, двадцати восьми лет. Запомните это лицо хорошенько. Через полчаса этот человек будет уже в бегах".
Кинг. Главный герой - Бен Ричардс. Добровольно идет на отбор для игр, потому что потерял год назад работу, 18-месячная дочь тяжело заболела, денег нет даже на продукты, тем более на врача или лекарство. Не надеется выиграть, но рассчитывает, что жене заплатят за его смерть в эфире.
Коллинз. Китнисс Эвердин участвует в Голодных играх, чтобы заменить сестру, которой выпал жребий.
И Ричардс, и Китнисс проходят небольшую подготовку, оказавшись на непродолжительное время в роскоши, и вступают в Игру, цель которой - ВЫЖИТЬ.
На этом в общем-то сходство и заканчивается.
В Жатве всегда был один победитель, в "Бегущем человеке" победителя еще не было ни разу за 6 лет. Сконструированная арена "Голодных игр" против настоящих городов "Бегущего человека".
"Голодные игры" больше похожи на любовно-фантастический роман. Мы наблюдаем за тем, как развиваются отношения между Китнисс и Питом, как разрешается любовный треугольник. Несмотря на эпичность повествования: на восстание, которое переросло в революцию, на последующую борьбу за власть, мы ни на минуту не забываем о чувствах Китнисс. И не только потому, что повествование ведётся от первого лица, но и потому, что именно любовная линия основная.
"Бегущий человек" - это, безусловно, социальная драма. Поэтому о чувствах Бена к жене и дочери упоминается каждый раз вскользь. Зато перед нашими глазами разворачиваются трагедии бедняков, которые, несмотря на риск, помогают главному герою.
Между книгами чуть больше четверти века, что и объясняет "техническую составляющую" "Голодных игр": в век компьютерный грех не придумать, например, переродков:
"Переродки собираются в кучу и встают на задние лапы, что делает их до жути похожими на людей. Все они покрыты густой шерстью, у одних она прямая и гладкая, у других вьющаяся, цвет – от смоляного до белокурого (иначе не скажешь). И есть в них что-то еще, что-то страшное, от чего волосы дыбом встают, только я никак не могу уловить что именно".
В 1982 году уже остро стоит вопрос экологии, поэтому у Кинга заострена эта проблема:
"Все же знают, что нужно оставаться дома, когда на улице жарко и пасмурно, когда воздух неподвижен…
— Изменение температуры, — мрачно сказал Брэдли.
— …да, поэтому у многих астма. Воздух становится, как сироп в августе, сентябре, но чтобы рак легких"
И только самые богатые, а таких единицы, могут позволить себе хорошие носовые фильтры.
В любом мире антиутопии ЖИВУТ лишь те, кто обеспечен, остальные существуют.
Итак, безусловно, есть общее между книгами Кинга и Коллинз, однако похожи только идеи, частично - их реализация.
На самом деле это совсем разные книги, каждая хороша по-своему.