Найти в Дзене

Дети на кухне. Я только за. Ну и еще немного про резку огурцов.

Добрый день, меня зовут Екатерина Мнацаканян, и я пишу о жизни своей семьи: меня, двоих моих приемных детей – а также разных родственников и друзей.

Выходные мы провели на даче, поэтому сегодня поделюсь своей точкой зрения про детей, кухню и готовку. Что нельзя, что можно, а что – нужно.

Я искренне считаю, что детям на кухне можно делать все. То, что может быть опасным – под присмотром. А все остальное – точно можно. И да, детей нужно учить работать с ножами – именно для того, чтобы они не порезались, пытаясь что-то сделать самостоятельно и тайком. Показывать, чем опасен кипяток и полные кастрюли. Чем меньше запретов – тем проще. Формула: «отойди, это опасно!» - не работает в большинстве случаев. Работают другие формулы.

Например, такие: «давай вместе посмотрим, как устроен нож. Я держу его – а ты аккуратно попробуй кончиком пальцев дотронуться до ножа. Теперь ты знаешь, какой он острый». Точно также с кипятком – четко показываем, в чем именно опасность. Для того, чтобы ребенок вместо абстрактного «опасно», знал конкретное «горячо». А еще – учим детей замирать по команде: придумываем игры, задания. Вырабатываем навык – замирать в той позе, в которой прозвучала команда. Нам такая игра помогла не порезать ноги, когда дети расколотили стеклянную банку. Ульяна как была на цыпочках – так и замерла. Ну и все осколки были убраны безболезненно. При этом – самое опасное убрала я, но закончили мы вместе. Навык замирать по команде – также очень полезен на улице. Не буду объяснять зачем, уверена, вы и сами способны представить.

Ульяна Пална не вылезает из свежесвязанной шапки. Даже на дачной кухне.
Ульяна Пална не вылезает из свежесвязанной шапки. Даже на дачной кухне.

Так вот – вернемся на кухню. Я моем случае – дети всегда помогают готовить. Либо готовят сами. Мне не очень важно, как будут нарезаны помидоры, мне важно, что салат сделают дети, а я в это время пожарю мясо. Мне не очень важно, насколько чистыми будут тарелки, и сколько раз я их перемою, после Роминого мытья – если он не будет мыть тарелки, он не научится их мыть. Если ни разу из посудомойки не прольется вода на ноги, от того, что Уля не перевернула кружку – она не запомнит, как ставить кружки правильно. Мне кажется это простым и очевидным. Если не включать детей в быт, не позволять им чуть больше, чем они объективно могут сделать сегодня – они ничему не научатся.

И здесь мы часто сталкиваемся с другим подходом. В нашей семье – это некоторая борьба между мной и мамой, в тех случаях, когда наш быт – совместный (на даче, у них в гостях). Моей маме хочется, чтобы все было идеально. Помидоры порезаны по шаблону, огурцы – по линейке. Каждая ложка и каждая тарелка – на своем месте. И если идти по такому пути – конечно, никаких детей на кухне не будет, будет полувзмыленная домохозяйка, которая не успевает и устает. И от того – на нервах. В итоге, дом и кухня становятся полем боя за идеальный салат. Но этот идеальный салат по факту никому не нужен.

Мне, к примеру, нужен не идеальный, а несоленый салат. Детям нужно показать, что они его могут приготовить. И на стол накрыть они могут. И со стола убрать. А еще они могут сделать котлеты, потушить картофель, разложить еду. Дети могут почти все, если им это разрешить. И слегка направить. В конце концов, мы едим не только для того, чтобы наесться. Стол – это повод собраться вместе, и поговорить. И что-то обсудить. И просто побыть рядом. Идеальная кухня – это не флотский камбуз, где половники выстроились по струнке. И это просто нужно принять: когда в доме собирается много народу, разные ветви и поколения – стоит стремиться не к идеальному столу, а к идеальной атмосфере. И каждому придется чуть-чуть поступиться чем-то. Моей маме – идеальным салатом, мне – количеством соли в мясе, детям – возможностью абсолютно все сделать самим.

Этот ребенок очень любит резать огурцы. Правда-правда.
Этот ребенок очень любит резать огурцы. Правда-правда.

Если вы все еще боитесь дать ребенку нож и поставить его резать огурцы – окей, не давайте ему кухонный. Дайте столовый. Он тоже режет огурцы. А порезаться им – практически не возможно. Но чем раньше дети получат возможность участвовать в обычных домашних делах – тем больше удовольствия в конце-концов получим мы от совместного время препровождения.

Екатерина Мнацаканян для Дзен.

Еда
6,93 млн интересуются