Кое-кто не слишком сведущий полагает, что осознанное питание - это когда ешь всё, что хочешь, и не паришься из-за веса.
И знаете, что я скажу?
В целом это правда. Но с нюансами.
ОП действительно подразумевает, что мы едим всё, что хотим, с двумя исключениями. Во-первых, если есть предписанная врачом диета, её придётся соблюдать. Во-вторых, если мы внимательно прислушиваемся к своему телу, то быстро понимаем, что не от всех продуктов нам здорово и круто.
Особенно если нам больше сорока. И если в молодости мы могли переварить и гвозди, теперь приходится менять обычное молоко на соевое. Или не есть чёрный хлеб. Или что-то ещё. Но логика здесь проста - не делать себе плохо.
В этот момент обычно вступают голоса “так что, я теперь и майонез могу есть вёдрами? Это и есть ваше ОП?”
Отвечаю сердитым голосам.
Есть ровно две ситуации, в которых человек испытывает непреодолимое желание есть майонез ведрами (майонез можно заменить на любой другой запрещённый продукт).
Первая - расстройство избирательного питания. Редкое, между прочим.
А вот вторая ситуация повсеместна и называется она “срыв”.
Если мы, практикуя диетическое мышление, запрещаем себе неполезные продукты, в какой-то момент нас накрывает желание оторваться. Пять литров колы с сахаром. Мешок чипсов. Ведро майонеза. Так что не ОП виновато в том, что тянет на всякую пакость, а привычка жить через диеты.
Теперь про “не паришься из-за веса”.
Из-за веса парятся почти все. Часто - в ущерб более важным делам, планам, идеям. Не буду сейчас разбрасываться цифрами вроде возраста, в котором девочки впервые начинают ограничивать себя в питании, скажу только, что проблема колоссальная. Сверхценность размера XS, собственно, и ведёт к той массовой нервозности, которая заставляет нас переедать.
Мы недовольны телом - мы испытываем по этому поводу напряжение - мы держим диету - мы срываемся с диеты - мы ещё больше недовольны телом. Такой вот замкнутый круг.
И если человек, начавший практиковать ОП, вдруг сумел из этого круга выскочить и заключить с телом более здоровый союз, в котором есть и внимание к его истинным потребностям, и уважение, и проблески любви - то да, человек этот парится меньше.
И слава богу.
Ещё ОП подразумевает, что мы едим, когда голодны (даже если на часах полночь) и не едим, когда не голодны. Даже в ресторане. Даже в отеле олл инклюзив. Даже если перед нами сидит обиженная мама и требует "хотя бы попробовать". Просто? Отнюдь нет.
В ОП еда рассматривается как отдельная деятельность, и потому мы не едим на ходу или стоя у плиты, даже если привыкли делать это всю жизнь. Хочешь есть - иди на кухню/в кафе/на поляну для пикника и ешь, отложив телефон в сторону.
ОП предполагает изучение телесных откликов, построение собственной шкалы голода - сытости, различения эмоционального и телесного, дезавтоматизацию въевшихся реакций и многое-многое другое.
То есть, ОП - процесс непростой и войти в него нахрапом точно не получится (кто пробует, тот знает). Тут и дисциплина нужна - слава богу, отличная от привычной околодиетной, и последовательность, и дотошность, и время. Я как-нибудь обо всём этом отдельно напишу.
Но бонусы, которые мы попутно получаем, выходят далеко за пределы отношений с холодильником. И потому того стоят.