На сайте Собрания минойских и микенских печатей есть рубрика — Seal of the month, но учитывая, что у меня потребность высказаться, как вы могли заметить, возникает значительно чаще, пусть это будет Seal of the week. Первый экземпляр, как говорится, для привлечения внимания.
Я его называю минойским смайликом. Датируется этот красавчик 1850–1750 годами до н.э., вырезан из твердого камня, что значит предполагался к частому использованию. Вот кому, спросите вы, понадобится такая подпись? Ведь, как нам известно, именно такой была основная функция всех крито-микенских печатей.
Оказывается в Малии такие изображения даже пользовались популярностью, ибо найдена еще парочка . Такие головы с раздутыми щеками и необычными закручивающимися в обе стороны волосами встречаются и вместе с телами (женскими), например, на печати из Петры примерно того же периода.
Уже упоминаемая мною как-то на канале Judith Weingarten считает, что это Бесет, женская форма египетского бога Беса, почитавшегося как хранитель домашнего очага, семьи, детей, защитник от злых духов и т.п., что еще раз доказывает тесную связь минойской и египетской религиозных традиций. Он иногда изображался и с оружием, ну чтобы было чем от злых духов отмахиваться, и на нашей печати тоже что-то помимо самой головы виднеется, может, стрела или копье.
Но такой тип голов с волосами-рогами встречается и в соединении с другими телами, например, четвероногих. Может быть, за этим скрывался какой-то неизвестный нам мифологический сюжет? Типа «не пей водички из бараньего копытца, а то вот этим самым станешь»=)
Стоит заметить, что как и изображения Беса, более поздние горгонейоны (довольно уродливые на вид маски аля Медуза-горгона) выполняли ту же самую охранительную функцию и изображались на домах, монетах, щитах и т.д., дабы отгонять от владельца всяческие напасти.
Так что мне кажется вполне возможным, что эта печать из Малии тоже имела сходную семантику и была не только личной подписью, но и оберегом.