В Новый Свет картофель попал из Перу в XVI веке. Конкистадор Педро де Леон в «Хрониках Перу» подробно описал, как выращивать, хранить и готовить клубни. Практически сразу клубни закупили для испанского госпиталя. Затем он проник в Бельгию, Нидерланды, Англию, но победоносным это шествие не назовешь.
Чтобы «прописаться» на полях, культуре понадобились сотни лет. Первыми стали выращивать картофель в Льежском епископстве. В 1604 году французская поваренная книга содержала несколько рецептов заморского блюда: картофель вареный, тушеный, залитый яйцами и печеный в золе.
Из клумбы в огород
Само собой, сперва кто-то отравился ягодками с куста и зелеными клубнями. Решили, что в пищу перуанский «папас» не годится, но цветы премиленькие. Мария-Антуанетта украшала прическу лиловыми картофельными цветочками. Кусты высаживали на клумбах, делали букетики, втыкали в бутоньерки и петлицы.
Французов отпугивало то, что картофель принадлежит семейству пасленовых, известному ядовитыми растениями. (Долгое время и помидор считался ядовитым.) Известный французский агроном, рекомендуя выращивать картофель, называл его «белым трюфелем» и восхищался его вкусом. Одним из плюсов овоща аргоном называл удобство приготовления: овощ был без скорлупы и косточки! В будничное меню англичан и ирландцев картофель вошел к концу XVIII века.
Картошкины проделки
Один хитрец во Франции разослал знатным людям клубни для посева, сопроводив запиской: не давать крестьянам, но ежели своруют, закрыть на безобразие глаза. Крестьяне, конечно, своровали, и через несколько лет на каждом огороде появился участок с аристократическим овощем.
В Англии и России за популяризацию картофеля давали медали. Огюст Пармантье впервые попробовал картофель в немецком плену в 1755 году. Вернувшись во Францию в голодное время, он устраивал обеды из одних только картофельных блюд.
А немецких крестьян заставляли высаживать культуру. Как писал король Пруссии, указами, а тем более принуждением, успеха не добиться. Убедить крестьян можно только личным примером или явной выгодой. К такому выводу король пришел уже после того, как «насадил» картофель с применением военной силы.
Для монархов новый овощ ― калорийный, высокой пищевой ценности ― был спасением от голодных бунтов. Поэтому король Пруссии Фридрих велел наказывать хозяев, которые откажутся сажать картошку — рубить им носы и уши.
В пользу земляного яблока
В России картофель был известен с конца XVII века, с той поры как царь Петр прислал из Голландии мешок с клубнями для губерний. Выращивали экзотический овощ в основном иностранцы, но всеобщего распространения он не получил.
Екатерина II по примеру Марии-Антуанетты рекламировала картофель. При ней вышло наставление по разведению «земляных яблоков» и закуплено 460 пудов клубней в Ирландии. (За сто лет до того, как по Приуралью прокатились картофельные бунты.)
Везли товар в декабре, в бочках, укрытых соломой. По пути картофель замерз, только один центнер оказался пригоден к посадке. Его высадили в Москве, а урожай снова выслали по губерниям. И сделали это только после того, как солдаты Семилетней войны вернули домой и рассказали, что в Польше и Пруссии народ питается земляными яблоками.
Недовольные селяне
По сравнению с пшеницей картофель был неприхотлив. Из него получали крахмал для киселей и выпечки, клали в каши и пироги. Да только в общей массе крестьяне были недовольны. Дескать им и для пшеницы земли не хватает. А кисель (от слова «кислый») крестьяне готовили на льняных и овсяных отварах; плотный серый кусок резали на ломти, заливали молоком ― получалось праздничное лакомство.
Русские крестьяне тоже травились зелеными ягодками. Еше и сетовали, что картофель сажают руками, а это сложнее, чем сеять репу или рожь. Они прозвали картофель «чертово яблоко» и рассказывали байки, что родится клубень с головой, глазками и душой. Кто его съест, тот убьет душу.
Без репы стол не стол
По сравнению с посадкой репы, картофель и впрямь более трудоемкий. А все потому, что репу не сажали, а плевали. Семечко репы мелкое, больше миллиона семян на килограмм идет. Руками не насадишься. Выходили бабы на репище, набирали семена в рот и плевали ровным рядом.
Без репы за стол не садились. Вареная, пареная, в пироги и сырая в салат, из репы с толокном похлебку варили, из репы с пшеном ― кашу. Вялить можно, солить, масло жать. Из вареной репы с медом делали сладости, настаивали квас. И все же «чертово яблоко» победило низкокалорийную репу.
Картофельные бунты
Бунты 1840-1844 годов в Приуралье и Поволжье направлены не против картофеля как культуры, а против распоряжения правительства увеличить посадки.
В 1839 по всему черноземью случился неурожай зерновых. Озимые погибли, толпы голодающих вышли на большую дорогу. Чтобы защититься крестьян от голода, а начальство ― от голодных бунтов, Николай II распорядился увеличить поля под картофель.
Посадочный материал выдавали бесплатно, всего-то нужно было выделить десятую часть земли. Как нередко бывает, на местах слишком ретиво принялись выполнять приказ, не потрудившись объяснить голодным людям смысл и пользу распоряжения. В это же время министр Киселев проводил крестьянскую реформу, ущемившую права удельных крестьян. Государственным крестьянам велели выращивать культуру даром. В бунте против местных администраций, участвовали до 500 тысяч селян. Восстание подавили, но народ еще долго питался репой.
Окончательно картофель победил после отмены крепостничества. Картофель дал жизнь новым отраслям — винному делу и переработке клубней в крахмал. Чтобы получить сырье для сотен винокурен, во второй половине XIX века под картофель отдали полтора миллиона гектаров.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!