Найти тему

Массовый чайный рынок как царство купажей

Начну срывать обещанные покровы сразу. Значительная часть чаев, продающихся на чайном рынке — купажи. Ну то есть смеси чаев разного качества и происхождения, оптимизированные по разным критериям. При этом купажами являются не только те чаи, которые всем своим видом намекают на эту самую купажность (о них речь пойдет чуть позже), но и те чаи, которые заявляют о своем чистокровном происхождении.

Грубо говоря, если на пачке с чаем написано «кенийский чай», то в этой пачке запросто может оказаться смесь кенийского чая с какими-либо еще чаями, составленная таким способом, чтобы итоговый вкус и аромат смеси соответствовал устоявшемуся на рынке представлению о кенийском чае. Российский и многие другие чайные рынки регулируются таким образом, что чайным компаниям выгоднее ввозить чай оптом и фасовать его непосредственно в регионе продажи. При таком раскладе купажирование чая является с точки зрения чайной компании наиболее рациональной стратегией. А вот чем оно является с точки зрения потребителя, давайте разберемся.

Итак. Предположим, что что некая чайная компания имеет на своем складе кенийский чай хорошего качества и несколько чаев попроще (и подешевле). Специалисты компании подобрали такую смесь этих чаев, которая сохранила основные характеристики кенийского чая (крепкий, кофеинистый), утратила нюансы (например, потерялась характерная карамельность) и подешевела процентов на 30%.

В магазинах такой чай может совершенно спокойно продаваться под кенийским названием — например, называться «Кенийский удод», создавая у потребителя иллюзию четкой региональной привязки. Что получает и что теряет потребитель, приобретая такой купаж?

Получает он, прежде всего, приемлемую цену — цена за качественный и чистый кенийский чай потребителю, скорее всего, понравится меньше, чем цена за купаж. Кроме того, он получает относительно более стабильное качество — управлять характеристиками купажа проще, чем характеристиками чистого продукта, который может быть достаточно разным от партии к партии. И, наконец, в случае с хорошим купажом потребитель получает чай, выдержанный в объявленном на упаковке стиле. Ну то есть купаж в кенийском стиле действительно будет похож на кенийский чай.

Теряет потребитель упомянутые уже нюансы, а вместе с ними и возможность воспринимать региональный чай как интересное и многогранное явление. Ну это как все разнообразие России подменить медведем в ушанке. Кроме того, если потребителю истерически рассказать о купажировании в стиле «все пропало, нашего брата дурят», он может потерять душевное спокойствие — что, впрочем, самому потребителю обычно нравится, а для рынка и вовсе крайне выгодно, потому что в процессе истерики люди охотнее расстаются с деньгами.

Но если сводить все к рациональным категориям, то для потребителя купаж — это потеря в качестве чая в обмен на его доступность и стабильные характеристики. Обмен совершенно стандартный для массового рынка, достаточно посмотреть на молоко и масло.

Я это все рассказываю вот к чему. Купажи на массовом чайном рынке крайне редко оптимизируются по качеству, почти всегда они оптимизированы по цене при сохранении базовых стилистических характеристик чая. А это значит, что почти всегда, приобретая в магазине цейлонский, индийский или еще какой-либо региональный чай, потребитель сталкивается с его самым простым уровнем. Чай уже будет обладать основными региональными потребительскими характеристиками, но выражены они в большинстве чаев на массовом рынке будут слабо.

Если вас, как потребителя, такая ситуация устраивает — то просто продолжайте покупать чай и ни о чем не беспокойтесь. Что-то понравилось больше остального — совершайте повторные покупки. Не понравилось — не покупайте. Чай в этом отношении ничем не отличается от других товаров. А вот если вы начинаете испытывать по поводу чая смутное беспокойство в стиле «Мне цейлонский чай, в принципе, нравится, но чего-то в магазинных вариантах не хватает», то это означает что вы стоите на краю пропасти, название которой «Увлечение чаем». Падение в эту пропасть пока оставим за рамками повествования, оговорюсь только, что начать падать в нее можно и в супермаркете. Достаточно начать применять главное правило коллекционера, о котором тоже чуть позже.

Ну и еще две ремарки. Первая. На массовом рынке есть чаи, расфасованные в странах производства чая. Если вы покупаете пачку цейлонского, индийского или кенийского чая, расфасованную непосредственно на Шри-Ланке, в Индии или в Кении, то шансы того, что в этой пачке содержится только региональный чай будут значительно выше, чем при покупке чая, расфасованного в России. Не нужно забывать только, что в странах-производителях чая тоже есть купажисты. И чайные компании тоже любят снижать себестоимость продукта, а с доступом к дешевому чаю у них тоже все хорошо. Так что региональная чистота чая не является гарантией его качества.

Вторая. Конкретные характеристики купажей довольно сильно привязаны к региональным рынкам. Ну потому что купажисты стараются попасть не в сферические чайные характеристик в вакууме, а во вкусы своих потребителей. Поэтому чаи с формально одинаковыми названиями могут быть разными в России и, например, в Англии.

Вот. Ну а теперь самое время поговорить о купажах, которые и продаются как купажи. Оставайтесь на связи!

Ранее: География массового чайного рынка
Далее:
Читаем упаковку чая. Пример 3, цейлонский и мелколистовой

Еда
6,93 млн интересуются