Найти в Дзене

№3. Читаем упаковку чая. Названия индийских чаев

Лучше всего на массовым чайном рынке проработаны региональные названия индийских чаев. Особенно двух, Ассама и Дарджилинга.

Более или менее стандартный Ассам
Более или менее стандартный Ассам

Ассам (Assam). Это такой штат на севере Индии, там течет река Брахмапутра, производится примерно половина всего индийского чая и гуляют слоны, которые иногда топчут чайные плантации. И одноименный чай. Чаще всего Ассам — это крепкий и терпкий черный чай (в хорошем исполнении — с медовыми и солодывыми нотами во вкусе и аромате) с высокой гастрономичностью. Он хорошо принимает на себя добавки (сахар, лимон, молоко, ликеры, бренди и т.п., в том числе и в разумных комбинациях), прекрасно сочетается с традиционными чайными закусками (от бутербродов с колбасой и сыром до изысканных пирожных) и некоторыми спиртными напитками (бренди, виски, сладкие вина). Его можно совершенно спокойно считать универсальным черным чаем.

Очень хороший Ассам
Очень хороший Ассам

Дарджилинг (Darjeeling, ударение лучше делать на «джи»). Это город в в предгорьях Гималаев, в индийском штате Западная Бенгалия. Туда еще ходит забавный поезд по извилистой железной дороге, которая, к слову, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В окрестностях этого города разбиты чайные плантации (их там принято называть садами), на которых производится один из самых знаменитых чаев мира. Эта знаменитость, конечно, не гарантирует высокого качества в каждой пачке со словом Darjeeling, но рассчитывать на легкий и изящный черный чай с относительно светлым настоем и яркими свежим ароматом вполне можно. Добавлять в этот чай ничего не нужно, принято считать, что он хорош и сам по себе. Закуски к нему лучше подбирать легкие — фруктовый салатик, бокал игристого и торжественное построение роты королевских стрелков, например.

Очень хороший Дарджидинг. В среднем по рынку чаинки будут более «раздолбанными», но цвет сухой заварки будет похожим, светленьтким.
Очень хороший Дарджидинг. В среднем по рынку чаинки будут более «раздолбанными», но цвет сухой заварки будет похожим, светленьтким.

В ассортименте многих брендов Ассам и Дарджилинг часто представлены парой, в этом случае они отвечают за два контрастных стиля чайной Индии: крепкий насыщенный и легкий деликатный. Очень удобно. И в Ассаме, и в Дарджилинге (особенно в Дарджилинге) производится чай, маркированный более подробно, с указанием конкретной плантации и сезона сбора — но и такой чай, чаще всего, будет соответствовать общему стилю регионов. Замечу также, что Дарджилинг значительно капризнее относится к собственному качеству, чем ассам. Ну то есть посредственный Ассам, скорее всего, будет просто скучным черным чаем. А посредственный Дарджилинг с большой степенью вероятности будет невкусным.

Настой Дарджилинга. Да, этот чай считается черным. Так исторически сложилось.
Настой Дарджилинга. Да, этот чай считается черным. Так исторически сложилось.

Кроме Ассама и Дарджилинга, в Индии есть еще несколько чайных регионов с хорошим чаем (Нилгири, Кангра, Сикким, Дуарс и другие), произведенные там чаи иногда добираются до чайных полок, однако на фоне описанных уже лидеров явно теряются и спрогнозировать их потребительские характеристики по региональному названию сложно. Тоже самое можно сказать и о любом нечерном (зеленом, улунском и т.п.) индийском чае — это всегда сюрприз и не всегда приятный.

У всех основных чайных регионов Индии есть свои логотипы, а у некоторых даже по два. Ими маркируются чай, полностью произведенный в конкретном регионе (то есть не содержащий примесей чае из других регионов) и, в некоторых случаях, прошедший дополнительный контроль качества. Как и в случае с названиями, наличие региональных логотипов более или менее точно подтверждает происхождение чая, но ничего не сообщает о его качестве. И, соответственно, отсутствие логотипа на упаковке не является признаком того, что чай поддельный и невкусный.

Логотипы части чайных регионов Индии. Утащены с worldoftea.org. Не хватает, как минимум, Сиккима. Ortodox и CTC — это обычный листовой и гранулированный. На чай в пакетиках логотипы обычно не ставятся
Логотипы части чайных регионов Индии. Утащены с worldoftea.org. Не хватает, как минимум, Сиккима. Ortodox и CTC — это обычный листовой и гранулированный. На чай в пакетиках логотипы обычно не ставятся

Иногда в магазинах встречается индийский чай, на котором просто написано «Индийский чай» (или «Чай индийский») — с большой степенью вероятности это будет простой черный без особенных претензий. Сахара и лимона ему!

Следующая заметка: Региональные названия: Цейлон и Кения.

Предыдущая заметка: Чай как повседневный напиток и его упаковка как источник информации. Начало.