Еще в царской России и в купеческих семьях, и в семьях рабочих, и в семьях крестьян любили пить чай. Сама церемония чаепития не была столь изысканной как в Китае или Англии, зато употребление семи подряд чашек или блюдец напитка было привычной нормой. Не пропала тяга к чаю у населения и после Октябрьского переворота.
С 1917 по 1923 годы в стране потребление горячительных напитков было запрещено декретом, зато распространение чая среди солдат и рабочих было совершенно бесплатным, о составлявшем большинство населения крестьянстве никто не думал. Для снабжения населения этим напитком была создана специальная компания "Центрочай" в распоряжение которой попали все запасы с национализированных складов фирм торгующих чаем. Запасы накопленные на торговых и армейских складах были настолько огромны, что вплоть по 1923 год закупать за рубежом чай не имелось нужды - при том, что собственное производство отсутствовало полностью.
С созданием Советского Союза в государстве появились собственные чайные плантации. Они размещались чаще всего в Грузии, имелись также территории отданные под плантации в Азербайджане и Краснодарском крае. К завершению 70-х годов под чайными кустами в СССР находилось почти 100 000 га пахотных земель, в государстве создали 8 десятков вполне современных чаеперерабатывающих предприятий. В одной Грузии выращивалось ежегодно 95 000 тонн продукта. К 1986 году общий объем производства достиг 150 000 тонн.
В 50-х годах СССР начал экспорт своей чайной продукции в государства социалистического лагеря и некоторые неприсоединившиеся державы. При всем этом национальную потребность в чае СССР покрывал на уровне от 2/3 до 3/4. Такой уровень покрытия следует признать неплохим - ведь особенности климатических зон Советского Союза не позволяли получать продукцию поистине высокого качества.
До 1970 Советский Союз активно ввозил чай из Китая, но обострение ситуации на Даманском привело к закрытию этого канала поставки. Чай принялись закупать в Индии, на Цейлоне, во Вьетнаме. Даже грузинский чай не обладал высокими вкусовыми качествами, а импортный продукт имел высокую цену. Выходом оказалось смешивание отечественных и импортных сортов - в результате неплохое качество при демократичной цене.
К началу 80-х приобрести натуральный индийский чай стало крайне тяжело - даже если он попадал на полки торговых точек, то его мгновенно раскупали. Чаще всего он просто распределялся между сотрудниками торговой точки. Лучшим из бывших в продаже считался сорт "36", где число означало количество индийского чая в смеси в процентах. Неплох был и состоящий на 1/5 из индийского чая сорт "20". Следующим шел грузинский чай высшего сорта, хотя вкус его был сомнительным. Оставшиеся сорта чаем назвать сложно - они по запаху и вкусу скорее напоминали сено.
Купить чай сорта "36" чаще всего можно было только конце месяца - магазинам требовалось выполнить план и могли выбросить дефицит. В случае появления этого чая мгновенно выстраивался длинный хвост очереди, и после часа ожидания можно было получить 2 заветные пачки. Больше в руки не давали.
Процессы распада Советского Союза привели к тотальному дефициту. В это же время завершился период роста чайных плантаций Индии. Мировые цены поползли в верх и в Союзе чай начали продавать по талонам. Купить стало можно только низкосортный грузинский чай. В столовых и поездах этот напиток пить стало невозможно. Свежая заварка практически не использовалась. В несколько раз использованную заварку добавляли соду и жженый сахар, все это снова кипятили. Принцип был простой - не хочешь, не употребляй.