Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Трековый велосипед-"спецзаказ" Харьковского Велозавода В-67И "Спринт", построенный в 1980 году - из коллекции Веломузея.

Представляю вашему вниманию гоночный трековый велосипед "Спринт" В-67И, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1980 году. Литера «И» в названии модели обозначает индивидуальный характер изготовления, т.к. диапазон ростовок рам, по сравнению с обычными гоночными машинами, был значительно расширен и велосипеды подбирались в соответствии с индивидуальными антропометрическими данными спортсменов. Так, рамы модели В-67И выпускались 6 размеров – от 520 до 620 мм с шагом в 20 мм. По индивидуальному заказу могли быть изготовлены и рамы более экзотических ростов. Эта модель относилась к модельному ряду так называемых «спецзаказов» - спортивных велосипедам индивидуального изготовления, адресованных опытным спортсменам, состоявшего из трех моделей: В-552И «Чемпион-Шоссе», В-67И «Спринт» и В-68И «Метеор».

Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Обзор велосипедов В-552И «Чемпион-Шоссе» можно посмотреть здесь:

Малосерийным выпуском «спецзаказов» занимался цех № 29 Харьковского Велозавода, также именовавшийся Экспериментальным. В год там строилось от 100 до 400 единиц спортивно-шоссейных В-552И, а трековых моделей всегда было значительно меньше. Годовые тиражи модели В-67 (В-67И) никогда не превышали 61 экземпляра; в отдельные годы не изготавливалось ни одного "Спринта"! Примечательно, что тиражи модели В-68 (В-68И) "Метеор" всегда были почти вдвое большими.

Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Харьковские «спецзаказы», несмотря на их ничтожное, по сравнению с массовыми моделями количество, сыграли большую роль как в истории советской велосипедной промышленности, так и с истории отечественного велоспорта. Еще в конце 1950-х годов назрела необходимость организации выпуска специальных велосипедов повышенного качества для опытных и перспективных спортсменов уровня Мастеров Спорта СССР. Импорт не решал проблемы, да и за иностранные велосипеды приходилось платить валютой, а каждая закупка проходила долгий и тернистый процесс утверждения по инстанциям. До начала 1960-х отечественные гоночные велосипеды вообще не поступали в широкую продажу через торговую сеть, а централизованно распределялись по разнарядкам спортивных обществ и команд. В 1961 году руководством отрасли была кардинально пересмотрена сама концепция производства велосипедов для спорта - постановили развернуть крупномасштабное производство массовых гоночных моделей - шоссейной В-551 "Чемпион" и трековой В-64 "Рекорд"; при этом шоссейные велосипеды впервые поступили в розничную торговую сеть, где любой желающий мог их приобрести. Этот факт оказал значительное влияние на популяризацию велоспорта в СССР! Также был отдан приказ о разработке нескольких гоночных моделей велосипедов улучшенного качества и организации их производства небольшими сериями на базе экспериментального цеха ХВЗ.

Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Конструкторами Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) были разработаны две трековые модели – для спринта (В-67И) и темповых гонок (В-68И) и одна шоссейная – В-552И. Впервые на отечественных велосипедах было применено крепление шатунов "на квадрат", а не на классический клин. Впервые использовались цельные легкосплавные втулки с большими фланцами, ставшие потом одним из самых узнаваемых элементов "спецзаказа". Впервые применен подседельный штырь с креплением седла на полозьях. Унификация трековых «спецзказов» с массовыми серийными харьковскими моделями была минимальной - использовались разве что только педали. Рамы паяли серебряным припоем из хромансилевых труб, поставляемых Южным Трубным Заводом из г. Никополь; небольшое количество рам, изготовленных для конкретных ведущих советских велогонщиков, изготавливалось из английских труб Reynolds, закупаемых через структуру Внешторга.

Обзор самой первой модификации модели ХВЗ В-67 "Спринт" 1961 года смотрите здесь:

По мере малосерийного выпуска каждая из моделей харьковских «спецзаказов» прошла несколько модернизаций, отличающих последующие поколения велосипедов от предыдущих. Фактически, каждая из таких модернизаций рождала новую модель, особенно, если внимательно рассматривать эволюцию конструкции рам, но по трудно объяснимым причинам и в нарушение принятых в отрасли норм, модели сохраняли прежние индексы и наименования. Фактически, модели В-67И «Спринт», В-68И «Метеор» и В-552И «Чемпион-Шоссе» выпускались с 1961 по 1982 год. Модель В-552И, не сохранив, правда, коммерческого названия «Чемпион-Шоссе», выпускалась и вовсе до начала 90-х.

Посмотрите обзоры других "харьковских спецзаказов" из коллекции Веломузея:

Обзор редчайшего трекового велосипеда для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея.
Андрей Мятиев26 февраля 2021

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед В-67И "Спринт", построенный на Харьковском Велозаводе в 1980 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.