Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Один из первых харьковских трековых "Спецзаказов" - ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея.

Представляю очень редкий экземпляр гоночного трекового велосипеда "Спринт" В-67 производства Харьковского Велосипедного Завода. Это один из опытных экземпляров "Спринта", построенный в 1961 году, еще до освоения серийного производства этой модели. У велосипеда - дюймовая трансмиссия, от которой отказались уже в процессе серийного выпуска в пользу классической полудюймовой. Впервые на харьковских велосипедах применено крепление шатунов "на квадрат", а не на классический клин. Впервые используются цельные легкосплавные втулки с большими фланцами, ставшие потом одним из самых узнаваемых элементов "спецзаказа". Впервые применен подседельный штырь с креплением седла на полозьях; кстати, обратите внимание на форму штыря - он без офсета, что характерно как раз для ранних "спецзаказов"! От серийных харьковских моделей на В-67 использованы разве только педали и седло - все остальные части разработаны специально для моделей В-67 и В-68 (у них отличия только в рамах, вилках и ведущих звездах).

Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

На данном экземпляре неплохо сохранилась оригинальная окраска - декор довольно своеобразен и был применен на серийных В-67 раннего выпуска первой половины 60-х.
Эта модель стала важнейшей вехой в истории гоночных велосипедов ХВЗ - многие детали, впервые примененные на В-67, выпускались потом более 30 лет! Именно с моделей В-67, В-68 и В-552И началась история так называемых "Харьковских спецзаказов" - малосерийных гоночных велосипедов высокого качества, предназначенных для опытных гонщиков. Еще в конце 1950-х годов назрела необходимость организации выпуска специальных велосипедов повышенного качества для "продвинутых" спортсменов. Импорт не решал проблемы, да и за иностранные велосипеды приходилось платить валютой, а каждая закупка проходила долгий и тернистый процесс утверждения по инстанциям. До начала 1960-х отечественные гоночные велосипеды вообще не поступали в широкую продажу через торговую сеть, а централизованно распределялись по разнарядкам спортивных обществ и команд.

Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-67И "Спринт" 1961 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1961 году руководством отрасли была кардинально пересмотрена сама концепция производства велосипедов для спорта - постановили развернуть крупномасштабное производство массовых гоночных моделей - шоссейной В-551 "Чемпион" и трековой В-64 "Рекорд"; при этом шоссейные велосипеды впервые поступили в розничную торговую сеть, где любой желающий мог их приобрести. Этот факт оказал значительное влияние на популяризацию велоспорта в СССР! Также был отдан приказ о разработке нескольких гоночных моделей велосипедов улучшенного качества и организации их производства небольшими сериями на базе экспериментального цеха ХВЗ. Разрабатывались две трековые модели – для спринта (В-67И) и темповых гонок (В-68И) и одна шоссейная – В-552И. Литеры «И» в названии модели обозначали индивидуальный характер изготовления, т.к. диапазон ростовок рам, по сравнению с обычными гоночными машинами, был значительно расширен и велосипеды подбирались в соответствии с индивидуальными антропометрическими данными спортсменов. К примеру, рамы модели В-67И выпускались 6 размеров – от 520 до 620 мм с шагом в 20 мм, а рулевые выносы – 3 размеров и 3 углов наклона! По индивидуальному заказу могли быть изготовлены и рамы более экзотических ростов.
Годовые тиражи модели В-67 (В-67И) никогда не превышали 61 экземпляра; в отдельные годы не изготавливалось ни одного "Спринта"! Примечательно, что тиражи модели В-68 (В-68И) "Метеор" всегда были почти вдвое большими.
За реставрацию велосипеда - огромная благодарность Егору Тишину!

Посмотрите публикации, посвященные харьковским "спецзаказам" различного назначения:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Рекламный проспект велосипеда ХВЗ В-67 "Спринт" 1064 года издания из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект велосипеда ХВЗ В-67 "Спринт" 1064 года издания из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.