Спортивный велосипед ХВЗ - экспонат коллекции Веломузея, интересный в первую очередь своей историей. В 1991 году на базе Экспериментального цеха Харьковского Велосипедного Завода было создано Малое Предприятие «Велосупер», занимавшееся изготовлением спортивных велосипедов высокого (по меркам СССР) уровня.
Руководство Производственного Объединения «Харьковский Велосипедный Завод» опиралось на Закон «О предприятиях в СССР», принятый 4 июня 1990 года. Фактически, таким способом производство наиболее дорогих и востребованных веломашин выводилось из плановой системы и становилось хозрасчетным, то есть действовало на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления. Экспериментальный цех обладал необходимым и разнообразным оборудованием и также квалифицированным и опытными кадрами. Нахождение его на территории ХВЗ и органическая связь с заводом позволяла использовать комплектующие от серийных велосипедов и пользоваться его производственными возможностями, сосредоточившись на изготовлении рам и вилок спортивных велосипедов и качественной сборке и настройке их. Собственно, МП «Велосупер» занималось той же деятельностью, что и Экспериментальный цех, но самостоятельно и вполне успешно занималось сбытом своей продукции. Продажа велосипедов происходила в основном через связи велоспортсменов, многие из которых в начале 90-х занялись коммерческой деятельностью в формате кооперативов или же частным образом. Я хорошо помню, как «с рук» продавались новёхонькие «Велосуперы» на велосипедной «толкучке» возле спортивного магазина на Якорной улице в Москве. Веселые были времена! ;-)
Что представляли из себя эти велосипеды, обклеенные декалями с надписью VELOSUPER? Фактически, это были несколько модернизированные «Чемпионы-Шоссе» В-552И. Отличия «Велосуперов» от шоссейных спецзаказов конца 80-х минимальны и носят скорее декоративный характер. Все дело в том, что официально купить новый «спецзаказ» обычный гражданин Советского Союза не мог – эти велосипеды распределялись по разнарядке среди спортивных организаций и в открытую продажу никогда не поступали, а с появлением МП «Велосупер» такая возможность появилась. Другое дело, что производственные мощности Малого Предприятия не позволяли организовать крупносерийное производство – рамы паялись вручную, да и сборка была ручной, так что велосипеды были в дефиците, хотя их тираж многократно превышал количество выпущенных в предыдущие годы «Чемпионов-Шоссе». Альтернативы было две – купить у «барыг» с изрядной «накруткой» или же ехать в Харьков и заключать сделку непосредственно с МП. Оптовая цена велосипеда в 1991 году составляла 580 рублей, ну а розничная существенно отличалась от нее в большую сторону и зависела от жадности продавца. ;-)
Для сравнения, лично я в 1991 году, работая в экспедиции старшим техником Лаборатории снежных лавин и селей, с «поляркой» получал 140-150 рублей. Помню, что покупать за 5-6 месячных зарплат «Велосупер» мне совершенно не хотелось и я довольствовался всяким «антиквариатом», самостоятельно переделанным под собственные нужды. ;-)
По своим качествам "Велосуперы" значительно опережали серийную продукцию Харьковского Велозавода - рамы и вилки паялись серебряным припоем из качественных хромансилевых труб; был выбор по ростовке рам. Компоненты также были более "продвинутые" - алюминиевые шатуны с креплением "на квадрат", легкие колеса, удобные тормозные рычаги и т.п. В целом велосипеды соответствовали иностранным "шоссейникам" средней ценовой категории. Обычной практикой начала 1990-х для велосипедистов-любителей была покупка "Велосупера" и постепенный "апгрейд" его иностранными комплектующими или компонентами, изготовленными отечественными умельцами. Эти персонажи были уникальным явлением для Советского Союза, да и в мировом масштабе редкостью. Будучи сами велосипедистами, они точно знали, какими качествами должны обладать те или иные комплектующие. Некоторые сами работали на оборонных предприятиях, иные имели на них знакомых, что позволяло получить доступ к необходимым материалам - сплавам стали, титана и алюминия, фторопласту и самое главное - к оборудованию. Иным путем получить все это в СССР было практически невозможно. Некоторые из умельцев располагали собственными токарными и фрезерными станками, добытыми правдами и неправдами и размещенными в личных гаражах. Во времена Советского Союза их деятельность подпадала под статьи Уголовного Кодекса о незаконном предпринимательстве, а в случае работы в "оборонке" и под более тяжкие статьи, поэтому они не афишировали свою деятельность, продавая изделия только через лично им известных людей. С появлением на развалинах Советского Союза свободного рынка необходимость в конспирации отпала и продукцию этих специалистов можно было купить на велосипедной "толкучке" возле спортивного магазина на Якорной улице в Москве или у известных многим перекупщиков-велосипедистов. С известностью пришел и высокий спрос, так что некоторые из "умельцев" в начале 90-х существенно расширили свое дело, выпуская компоненты уже практически серийно. Надо сказать, что зачастую компоненты "от Сычушкина", " от Корейца" или "от Боброва" были на уровне лучших иностранных - к примеру, титановые кареточные валы московского изготовления как минимум соответствовали продукции топовой группы Campagnolo, а то и были получше их. Но если "Кампу" купить простому смертному в те годы было практически невозможно, то части, изготовленные "умельцами" были вполне доступны, как по наличию, так и по цене. Впрочем, тема "умельцев-велосипедистов" очень интересна и достойна отдельного исследования...
Представленный велосипед из коллекции Веломузея выпущен в 1993 году и сохранился в очень хорошем состоянии и первоначальном комплекте. Тормоза с боковой тягой, задний переключатель из алюминиевого сплава, пластиковое седло, пластмассовые «капюшоны» на тормозных рычагах, изготовленные кооперативом «Велопласт», впаянные «бонки» для крепления велофляги – все это характерные элементы «Велосуперов».
Посмотрите публикации, посвященные спортивно-шоссейным велосипедам Харьковского Велозавода: