7,4K подписчиков

Французский велосипед Hirondelle 1929 года с очень необычным двухскоростным приводом Retro-Direct - из коллекции Веломузея.

13K прочитали

Очередной практически неизвестный в нашей стране, но имеющий культовый мировой статус, французский велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года. Этот прекрасный аппарат изготовлен на заводе компании Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne (Manufrance) вгороде Сент-Этьенне. Данная модель интересна в первую очередь очень необычным приводом Retro-Direct – своего рода двухступенчатая трансмиссия, состоящая из двух обгонных муфт на задней втулке и ролика, изменяющего направление движения цепи. При вращении педалей назад задействована звездочка с большим количеством зубов, т.е. пониженная передача, а при вращении вперед работает малая звездочка, обеспечивая повышенную передачу. Идея внешне довольно проста, но изобретена и запатентована в 1902 году Жаном Фазано (Jean Fasano), изобретателем и техническим директором Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne. Предприятие совершенствовало и выпускало велосипеды с таким приводом на протяжении более чем 30 лет. Были созданы 4-х и 6-скоростные модели Retro-Direct.

Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Данный велосипед оснащен ободными тормозами оригинальной конструкции. Обращает внимание необычное расположение переднего – позади перьев вилки. Задний тормоз тоже нестандартный и имеет своеобразную кинематическую схему привода. Конструкция тормозов разработана компанией Manufrance и на нее был получен патент. В остальном велосипед выгладит вполне классическим для своего времени. В коллекции Веломузея имеется еще и экземпляр Hirondelle Retro-Direct с 4-скоростной трансмиссией – его реставрацию я закончу в ближайшее время.

Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В СССР привод Retro-Direct был известен лишь по описанию в книге Платона Ипполитова «Велосипед», изданной в 1936 году. О наличии хотя бы одного такого велосипеда в Советском Союзе «живьем» мне неизвестно. Интересен курьёзный факт, что в середине 1990-х московским изобретателем Юрием Алексеевичем Макаровым было получено авторское свидетельство на велосипедный привод, полностью повторяющий французский Retro-Direct. Во время встречи с ним на одной из моих выставок я спросил, имеется ли у него вышеупомянутая книга Платона Ипполитова, на что Юрий Алексеевич ответил, что сейчас разговаривать не может, так как у него срочные дела… и более на связь не выходил. ;-)

Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Hirondelle Retro-Direct 1929 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Напомню историю компании Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne (Manufrance).

В 1887 году молодые предприниматели: 23-летний Этьен Мимар (Etienne Mimard) и 29-летний Пьер Блашон (Pierre Blachon) выкупили Французскую Оружейную и Стрелковую Мануфактуру (Manufacture Française d’armes et de tir). Этьен Мимар, сын оружейника, увлеченный изобретательством и механикой, к тому моменту уже опытный предприниматель, решает дополнить оружейное производство изготовлением велосипедов, мода на которые начинает покорять Европу. Он быстро оценил перспективы изготовления велосипедов на налаженном оружейном производстве. Схожесть производственных процессов, наличие оборудования и опытного персонала, налаженные поставки сырья – все это должно было способствовать освоению новой продукции, спрос на которую быстро рос. Первые велосипеды были заказаны у стороннего производителя, а компания занималась их продажей и обеспечивала ремонт. В 1888 году Мимар и Блашон основали бренд Hirondelle (Ласточка). В 1889 году началось производство нескольких моделей велосипедов собственной конструкции, среди которых выделялась фантастическая по дизайну модель с закругленной рамой. Имея опыт оружейного производства, владельцы компании максимально стандартизируют все элементы своей велопродукции, что не только удешевляет производство, но облегчает эксплуатацию и ремонт владельцам велосипедов. Производство охотничьего оружия тем временем продолжалось и являлось основным источником дохода компании. В 1890 году каталог продукции компании был издан тиражом 300000 экземпляров и разослан всем французским охотникам бесплатно. Огромным преимуществом компании стало то, что она первой во Франции начала торговлю по почте – заказ осуществлялся по каталогу, а товар доставлялся почтой.

В 1892 году открылся первый магазин мануфактуры в Париже. К этому времени велосипеды Hirondelle составляют серьезную конкуренцию ведущим английским брендам, царящим на французском рынке. К 1900 году во всех французских колониях уже открылось 80 магазинов и представительств фирмы. Предприятие активно занимается изобретательской деятельностью и внедряет свои новинки, защищая их патентами. Жан Фазано (Jean Fasano), изобретатель и заместитель директора мануфактуры, разрабатывает свою конструкцию свободного хода, которая применятся на большинстве моделей Hirondelle. В 1902 году им же изобретена и запатентована конструкция привода «ретро-директ» (rétro-directe), обеспечивавшего перемену передачи при вращении педалей вперед или назад. В 1905 году 2-х и 4-скоростные велосипеды с передачей «ретро-директ» были награждены золотыми медалями на конкурсе TCF. В 1908-м была введена унификация большинства частей велосипедов разных моделей, с целью упростить производство, уменьшить себестоимость и увеличить объемы серийного производства. В 1911 году Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne получила коммерческое название Мануфранс (Manufrance). В 1913-м Manufrance выпустила велосипед модели Grand Tourism с 6-скоростной передачей «ретро-директ». В межвоенный период компания успешно развивалась, благодаря грамотному управлению и внедрению передовых технологий. В годы Второй Мировой Этьен Мимар отказался сотрудничать с немецкими оккупационными властями. В 1944 году основатель фирмы незадолго до своей смерти передал муниципалитету Сент-Этьена половину своих акций. 40 лет спустя, в середине 1970-х годах, когда разразился мировой нефтяной кризис, мэрия не могла справиться со своими обязанностями управляющего делами мануфактуры Manufrance, в результате чего дела фирмы шли все хуже и хуже. В 1980 году коммерческий суд Сент-Этьена объявил о банкротстве компании. Произошел ряд реорганизаций, но в 1985-м компания окончательно прекратила свое существование, а имущество и недвижимость были распроданы.

Посмотрите обзор другой модели Hirondelle - туристического велосипеда 1940 года:

Посмотрите обзоры различных велосипедов из коллекции Веломузея, изготовленных французскими заводами:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Описание модели Hirondelle Retro-Direct из рекламного каталога Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne 1923 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Описание модели Hirondelle Retro-Direct из рекламного каталога Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne 1923 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный каталог Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne 1923 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный каталог Manufacture française d’armes et cycles de Saint-Etienne 1923 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.