Интереснейший экспонат Веломузея - французский дамский велосипед La Francaise Diamant с бесцепным приводом (иначе говоря – с приводом валом, расположенным внутри пера задней вилки). Шестерни передачи закрыты картерами с масляной ванной, поэтому передача всегда хорошо смазывается и защищена от дорожной пыли и влаги. Аппарат изготовлен в 1900 году и сохранился в очень хорошем состоянии: оригинальный комплект и окраска, технически исправен. Редчайшая находка!
Карданные велосипеды (так их обычно называют в быту, хотя с технической точки зрения это неверно – карданных шарниров-то нет), славятся своей надежностью. Если вовремя смазывать движущиеся части и регулировать конуса подшипников, то узел передачи обладает огромным ресурсом работы. Вот только некомпетентного ремонта такой механизм не приемлет совсем - очень важным элементом является регулировка взаимного положения конических шестерен передачи, а для этого мастер должен обладать определенным опытом, а, главное - терпением и вниманием! В противном случае неправильно отрегулированный узел довольно быстро выходит из строя. Но была и еще одна причина, помимо надежности, для использования бесцепной системы – она совершенно безопасна для велосипедисток в юбках и платьях – длинные подолы не цепляются за элементы привода; кроме того, «карданники» не пачкают одежду маслом.
Велосипед не имеет свободного хода, как большинство собратьев рубежа XIX и XX столетия. Грязевые щитки деревянные. Тормоз единственный, с ручным приводом на обод заднего колеса. Несмотря на массивный вид, велосипед довольно легок – он весит всего 16 килограмм. Привод валом, появившийся в конце XIX века, так и не выиграл конкуренции с классическим цепным, хотя многие производители за прошедшее столетие неоднократно возвращались к нему, выпуская «бесцепники» серийно. В последние десятилетия интерес к велосипедам с приводом валом возник снова – их производят прежде всего компании, специализирующиеся на производстве оборудования для городских велопрокатов. При условии профессионального централизованного сервиса велосипеды с приводом валом гораздо надежнее цепных собратьев, особенно при наличии рисков вандализма.
Компания была основана в 1889 году Пьером-Виктором Бессом (Pierre-Victor Besse) и Франсисом Трепье (Francis Trepier) как la Société La Française для производства велосипедов и комплектующих для них на rue Saint-Ferdinand, 27 в Париже. Название La Francaise Diamant, под которым компания получила известность, было принято в 1895 году, после того как она переехала в Париж, на улицу Брюнель (rue Brunel), 11. Rue Brunel - это центр 17-го округа, района, где в начале ХХ века сконцентрировалась торговля автомобилями. Компания производила весь спектр велосипедов – от трициклов до легких гоночных машин. В 1901 году последовала первая громкая победа на велосипеде La Francaise - Морис Гарин (Maurice Garin) выиграл труднейшую гонку Париж-Брест-Париж. В следующем году ему удалось одержать победу в дорожной гонке Бордо-Париж. В 1903-м Морис Гарин выиграл первый Тур де Франс! В той гонке компания спонсировала 8 спортсменов, ехавших на ее велосипедах и пятеро из них пришли в первой пятерке! Все победы активно использовались в рекламе продукции фирмы и на ярких постерах. Успехи следовали один за другим и в 1909-м в Копенгагене В. Дюпре (V. Dupre) стал чемпионом мира по велоспорту на треке в категории профессионалов на велосипеде La Française.
В самом начале века в дополнение к велопроизводству начался выпуск мотоциклов. В конце Первой мировой войны компания присоединилась к консорциуму производителей велосипедов, в который вошли Peugeot, Hurtu, Alcyon, Automoto, Grioffon, Liberator, Laboir, Gladiator, Clement, Armor и Thomann. К 1923 году Alcyon стала доминирующей компанией и подчинила себе La Francaise Diamant.
После Второй Мировой войны La Française Diamant, а также Rhonson, ABG, Alcyon, Armor, Gentil, Labor, Lucer и Thomann были куплены концерном VAP. Как это было принято в послевоенное время, эмблемы старых и уже не существующих, но известных производителей использовались на велосипедах и мотоциклах, с целью увеличить продажи, опираясь на ностальгию покупателей к ушедшим, но славным временам. Так, под маркой La Française Diamant выпускались мотоциклы. Окончательно бренд La Française Diamant прекратил свое существование в 1956 году.
Посмотрите обзоры необычных по дизайну и конструкции французских велосипедов из коллекции Веломузея: