Представляю вашему вниманию очень необычный и редкий французский гоночный велосипед второй половины 1920-х годов L. Chardon Type Luxe. Разработчиком и изготовителем рамы и вилки была небольшая фирма из города Тюль (фр. Tulle)на юго-западе Франции, в регионе Лимузен, принадлежащая Leo Chardon. Изобретатель руководствовался стремлением создать жесткую и одновременно легкую раму, при этом обладающую красивыми формами. Эту задачу он успешно решил и велосипеды под маркой Leo Chardon в 1925 году появились в продаже.
Рамы паялись из высококачественных тонкостенных труб по безузловой технологии. На базе одной и той же рамы выпускались дорожная и спортивная модели – разница была только в комплектующих, которые закупались у различных производителей из Сент-Этьенна. Большая часть велосипедов была построена по прямым заказам покупателей и имела различную комплектацию в зависимости от вкуса и финансовых возможностей заказчиков. Вопреки ожиданиям владельца фирмы, несмотря на положительные отзывы специализированной прессы, его велосипеды не пользовались большим спросом. По некоторым данным, выпуск велосипедов продолжался до начала 1930-х годов. Точное количество изготовленных велосипедов неизвестно, да и вообще, даже специалисты по французской велопромышленности имеют очень мало информации об этом производителе. В наше время веломашины этой марки очень редки и пользуются большим спросом у коллекционеров велосипедов из-за своего необычного вида.
Экземпляр, хранящийся в коллекции Веломузея, был приобретен мной во Франции у крупного коллекционера техники в курортном городке Мон-Дор (Mont-Dore) в регионе Овернь в 2009 году. Город располагается в горной местности и добирался я туда на машине туманной ночью по узким серпантинам с приключениями… Однако, усилия были вознаграждены и я приобрел не только несколько ценных экспонатов, но и интересное знакомство с увлеченным историей коллегой.
Мой велосипед построен примерно в 1927 году для спортивной езды и имеет соответствующее оснащение – легкие колеса с деревянными ободами, ручные тормоза на оба колеса, руль с изгибом вниз и узкое седло. Задняя втулка имеет "глухую" звездочку с одной стороны и "трещетку" с другой. По желанию можно быстро перевернуть колесо другой стороной, для чего служат гайки-"барашки". Обращает на себя внимание необычный механизм крепления седла – с амортизацией посредством пластинчатой рессоры и спиральной пружины. Этот элемент также производился одной из фирм Сент-Этьенна и продавался в качестве дополнительного элемента комплектации. Руль обшит тонкой кожей по специальной технологии (это фабричное техническое и декоративное решение). Тип тормозов характерен для французских велосипедов 1920-х годов. Машина в этой конфигурации весит около 13 кг.
Велосипед долгое время хранился в каком-то нежилом помещении и изрядно поржавел. К счастью, деревянные обода сохранились в очень хорошем состоянии – не расклеились и не пострадали от жучка-древоточца. Недавно я провел реставрационные и консервационные работы и сейчас велосипед предстал уже в экспозиционном виде. Окраску, довольно сильно пострадавшую от ржавчины, частично удалось проявить и даже хорошо стали видны все декали на раме.
Судя по специфическим повреждениям, велосипед некогда использовался в спортивном режиме, хотя и недолго. Владелец, похоже, был очень сильным человеком – шатуны имеют аж спиральный изгиб! ;-)
В целом, можно уверенно констатировать, что представленный Leo Chardon Type Luxe примерно 1927 года выпуска - очень необычный и редкий коллекционный велосипед в сохранном аутентичном состоянии!
Посмотрите обзоры спортивных велосипедов 1920-30-х годов из коллекции Веломузея: