Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6, Глава 7, Глава 8, Глава 9, Глава 10, Глава 11, Глава 12, Глава 13, Глава 14, Глава 15, Глава 16, Глава 17, Глава 18, Глава 19, Глава 20, Глава 21, Глава 22, Глава 23
Она снова здесь. В институте. Саша обвела взглядом просторный холл первого этажа. Скульптуры, картины на стенах, мозаичные панно – все было на местах. Всё как всегда. Да и что могло измениться за время ее отсутствия? Умом она понимала, что в институте ее не было меньше недели, а по ощущениям… По ощущения было похоже, что прошло уже лет пять. «Или это я наконец-то повзрослела?» - мелькнула в голове внезапная догадка.
─ Сашка, привет!
─ Привет!
─ С выздоровлением!..
Однокурсники были искренне рады ее видеть, а Вера и Капа по очереди заключили ее в объятия. Они-то, в отличие от остальных, знали, что шитая белыми нитками история про ее болезнь, не выдерживает никакой критики.
─ Как хорошо, что все позади! ─ шепнула ей Вера, и Саша кивнула, озираясь по сторонам.
Вани сегодня не было, он вчера вечером сказал, что поедет работать. А вот Алиса… Почему не было Алисы? Интересненько… Впрочем, наверное, это даже к лучшему.
─ Ты в курсе, нам сегодня должны новую модель прислать, ─ Капа уже тащила Сашу в сторону дивана – места отдыха и сплетен. ─ Валерка-то наш… Мы вчера, как узнали… Прикинь, это ведь он картину украл! И спрятал ее у тебя, чтобы потом вынести, наверное…
─ Да ладно! ─ округлила глаза Саша. ─ Не может быть!
─ Да мы сами офигели. Ваня сказал, что он тупо на камеру попал. Нет, мы, понятно, не поверили, что это ты – это даже выглядело как бред… Но Валера… Знаешь, я думаю, что он вполне мог сюда устроиться специально для того, чтобы картину украсть. Пенсия-то, наверное, небольшая. Да и потом – кто на него подумает? Фу просто. Вот тебе и гeрoй…
─ Слушай, а Суханин сегодня будет? ─ перевела разговор Саша.
─ Конечно, оба будут. Постановки же надо ставить. Хорошо еще, что модель на замену сразу нашли. Надеюсь, теперь-то девушка будет. Что-то разочаровалась я в брутальных мужиках…
Модель пришла через несколько минут и оказалась молоденькой симпатичной пышечкой по имени Лада, а буквально следом за ней в мастерскую зашли Грушин и Суханин.
─ Добрый день!
Николай Иванович громко поздоровался с присутствующими, кивнул Саше, представил Ладу и объявил, что сейчас будут ставить обе постановки: и на рисунок, и на живопись.
─ А на большом перерыве очень хотелось бы взглянуть на эскизы малого диплома Саши, Кирилла и… а, Алисы нет сегодня? Не предупреждала? Хотя, она мне уже что-то показывала. Саша, ─ он обернулся к девушке. ─ Вам есть, что показать сегодня?
Она кивнула:
─ Да, Николай Иванович. Я как раз сегодня принесла…
─ Хорошо. В перерыве.
Набросков у Саши было много, а вот полноценных эскизов всего два, хотя она планировала на диплом выставить три картины, триптих. Девушка очень переживала, что преподавателям не понравится такая спорная и неоднозначная тема. Что они попросят сделать что-нибудь нейтральное. И в то же время Саша понимала – на этот раз без боя она не отступит. Она будет объяснять, спорить, доказывать, убеждать, настаивать на своем, лишь бы ей разрешили работать над этими картинами.
И еще она чувствовала, что в ней что-то изменилось. Теперь она была готова бороться, а не отступать при первом сопротивлении или возражении, чтобы любыми силами избежать конфликта. Поэтому сейчас Саша, упрямо поджав губы, раскладывала на полу перед преподавателями листы с набросками. Последними она выложила две картонки с цветными эскизами. Она отступила к сидящим преподавателям и с тревогой взглянула на них.
Геннадий Петрович, сдвинув брови, напряженно всматривался в рисунки, и его лицо приобретало выражение, которое Саша никак не могла истолковать. Удивление? Возмущение? Осуждение? Одобрение?
Николай же Иванович, едва увидев ее работы, вскочил со стула, словно подброшенный пружиной, и замер, склонив голову и скрестив руки на груди.
«Неужели ругать будут? ─ подумала Саша и с удивлением поняла, что ей совсем не страшно. ─ Ну и пусть ругают! ─ она сжала кулаки. ─ Я все равно докажу! Добьюсь!»
Чего именно она добьется, девушка сформулировать так и не смогла. Вернее, не успела, потому что Суханин прервал затянувшееся молчание.
─ Н-да, ─ задумчиво проговорил он. ─ Мало сделано, но много сказано…К сожалению, чаще бывает наоборот… Что скажешь, Геннадий Петрович?
Грушин кивнул, тоже поднялся и указал по очереди на четыре рисунка:
─ Этот, этот, этот и этот. Чрезвычайно интересно, Саша!..
─ А мне еще вот этот нравится, ─ Суханин взял в руки набросок с изображением бойца, который стоял около сгоревшего БТPа. ─ Но Саша… Почему вдруг такой выбор? Откуда? Вас же никогда подобные темы не интересовали. А еще меня поражает убедительность и достоверность ваших рисунков, как будто…
─ Да, ─ не стала спорить Саша. ─ Да, Николай Иванович, в эти выходные я была там. Я ездила с группой волонтеров, и… то, что я там увидела, осознала… я увидела, что такое надежда… Мне очень трудно подобрать слова…
─ А и не надо подбирать, ─ Суханин серьезно взглянул на нее. ─ Мы же не в литературном институте. У нас другие выразительные средства. Ваши рисунки должны говорить за вас. И говорят. Даже на этом этапе – говорят.
─ Сколько картин вы хотите сделать? ─ спросил Грушин, а Саша в душе возликовала – раз возник такой вопрос, то против темы возражений нет.
─ Три, ─ ответила она и для наглядности показала три пальца. ─ Триптих.
─ Хорошо, ─ согласился Суханин. ─ Мне кажется интересным вот это…
Едва дождавшись возвращения с работы Егора, Саша, хлопая в ладоши, заверещала:
─ Утвердили, представляешь? Утвердили сразу! Даже не отговаривали!.. Хотя в первый момент они выглядели… Ошеломленными, что ли…Я думала – ну все. Сейчас разнесут в пух и прах. Нет!.. Ты прикинь! Вообще ни слова против! Нет, понятно, поворчали немного, ошибки показали – только это уже рабочие моменты! Понимаешь – РАБОЧИЕ! Я буду работать!
─ Поздравляю!
Егор наконец-то смог зайти в комнату и поставить рюкзак на компьютерное кресло. Он сел на диван и с наслаждением вытянул ноги. Саша тут же устроилась рядом.
─ Это, и правда, отличная новость, ─ продолжил он. ─ Только я даже не сомневался, что так оно и будет. Я верил в тебя. А ты зря переживала и накручивала себя. Все у тебя получится, я уверен в этом.
Саша внезапно вздохнула и отвела глаза. Ее хорошее настроение куда-то подевалось.
─ Еще какие-то проблемы?
─ Не знаю, Егор… Не могу сказать, что прямо вот проблемы… Скорее, я должна понять, как лучше поступить. Вот смотри. Пока я еще какое-то время буду работать с эскизами. Не очень долгое. Эскизы маленькие. А потом надо выходить на размер. Это значит, что я буду писать уже на больших холстах. У нас обычно все пишут малый диплом в мастерской. А я… Я теперь боюсь. Правда. Может, это уже болезнь, а? У меня страх, что с моими работами опять что-нибудь может случиться. Да, я уверена, что все прошлые происшествия – дело рук Алисы. И она так виртуозно это делала, что каждый раз выходила сухой из воды. У меня нет ни одного доказательства против нее. И сейчас… С одной стороны, можно надеяться на то, что она чуть не попалась и должна на время притихнуть. А с другой… С другой – ее план рухнул, она могла разозлиться не на шутку и задумать очередную гадость. В общем, не знаю, как лучше. Наверное, мне надо писать диплом дома. Но там Антон. И неизвестно, когда получится его оттуда выселить…
Егор помрачнел:
─ С этим затягивать не надо. Если тебе будет нужна моя помощь…
─ Спасибо, ─ Саша осторожно погладила его по руке. ─ Я знаю. Я хотела бы сама попробовать разобраться. Я отправила ему сообщение, что завтра жду его в ЗАГСе, чтобы написать заявление. И не знаю, придет он или нет – он мне не ответил.
─ Думаю, придет, ─ Егор пожал плечами. ─ А вообще… Саш, подумай сама. Тебе же, наверное, нужно будет носить картины в институт, преподам показывать? Нужно. И, в таком случае, откуда тебе удобнее будет их носить – из дома или отсюда?
Девушка удивленно посмотрела на него:
─ Подожди… Ты что, предлагаешь мне писать диплом… здесь?..
─ Да. Это рационально.
─ Но Егор… Это же займет много места… и запах… Это я привыкла, а ты…
─ Перестань! Ты же видишь, что места мне нужно немного, ─ он махнул рукой в сторону компьютерного стола. ─ А запахи меня вообще не смущают. Что у тебя там такого страшного? Растворитель?
─ Скипидар еще…
Предложение Егора было шикарным, и они оба это понимали. Как понимали и то, что это завуалированное предложение жить вместе. По крайней мере, до конца мая, до защиты. И девушку это крайне беспокоило. Одно дело, когда Егор ее выручил, приютив на недельку, пока она была в стрессовом состоянии и совсем другое – вот так запросто перебраться к мужчине для постоянного проживания. Будучи замужем за другим.
─ Н-нет, Егор, ─ чуть запинаясь, ответила она. ─ Спасибо тебе, только это… неправильно. Неприлично. Неудобно. Я не могу, правда. Не могу согласиться. Как только Антон уедет, я вернусь домой. И там же буду писать диплом.
Егор встал с дивана и подошел к своему компьютеру. Он посмотрел на один из черных мониторов, а потом ткнул кнопку включения. Конечно же, она поняла все правильно. Именно этого он и добивался – оставить ее здесь. Егор понимал, что уже успел привыкнуть к тому, что она рядом. Пусть не вместе с ним – пока – но рядом. В соседней комнате. Это радовало его и волновало одновременно. Он видел, что девушка постоянно делает над собой усилия, чтобы оставаться в рамках приличий. Даже сейчас она отказалась, преодолев себя. Но что же ему придумать?.. Он не может просто так потерять ее. Он не хочет расставаться с ней даже на самое короткое время! Экран засветился мягким светом, и Егор обернулся к Саше, придумав выход.
─ Ты все не так поняла. Ничего неприличного я тебе не предлагаю. Я не предлагаю тебе полностью переселиться ко мне. Хотя, не буду врать, мне это было бы приятно. Пока же… Нет, если тебе удобнее работать дома – согласен. Мне же кажется, что удобнее здесь. Работать. Я дам тебе ключи, чтобы ты приходила в удобное для тебя время. Я ведь днем, чаще всего, на работе. А если и дома. То мы никак друг другу не помешаем: я работаю в наушниках, ты тоже любишь работать под музыку. Саш – согласись! – мое предложение – это про удобство и рациональность. Смотри. У вас же бывает такое, что пару вдруг отменяют? Или модель заболела, не пришла? Бывает. А ты – раз, пришла сюда, поработала пару часов. Потом обратно в институт. А домой ты только доехать успеешь за это время. И сразу обратно надо. Представь, какая экономия времени? Ну и, как я говорил – отсюда твои работы можно просто донести, чтобы преподам показать, а из дома? Такси каждый раз заказывать будешь?
─ А я тебя попрошу помочь! ─ хитро прищурилась Саша.
─ А я скажу, что ты меня не послушалась, поэтому выкручивайся теперь сама.
─ Это шантаж!
─ Это здравый смысл.
Девушка вздохнула. Безусловно, он прав.
─ Егор, это точно тебя не стеснит?
─ Точно. И, если помнишь, я обещал тебе любую помощь с твоим дипломом. Это для меня тоже важная тема.
─ Спасибо.
─ Это «да» или «нет»?
─ Да, ─ Саша не смогла сдержать улыбки. ─ Конечно, да. И, сдается мне, ты заранее знал, что я соглашусь.
Егор лишь загадочно улыбнулся.