Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6, Глава 7, Глава 8, Глава 9, Глава 10, Глава 11, Глава 12, Глава 13, Глава 14
─ Элис, мы в магаз. Не поможешь? Нам к фуршету продуктов купить.
Несмотря на тот разговор в реставрационной мастерской, несмотря на то, что сама Алиса как-то сторонилась Саши последние дни, ссылаясь то на сильную занятость, то на плохое настроение, Саша все еще хотела верить, что все их с Ваней предположения ошибочны. Что все это нелепое совпадение. Несчастный случай, в конце концов. Ну не могла, не могла Алиса так поступить! Они же подруги с ней! Элис за нее переживает… И Саша звала Алису в «ПирожокЪ», в столовку, в библиотеку, за шаурмой, в художественный магазин. Предлагала свою помощь на контрольной по истории костюма и сама просила у нее конспект лекции, которую прогуляла. И каждый раз у Алисы находилась веская причина для отказа. И это было очень подозрительно.
Два дня подряд Вита, Капа, Вера и Саша пропадали в ДК, планируя экспозицию, а потом развешивая картины. С помощью местных сотрудников, конечно. Потеря основной картины, безусловно, очень расстроила Сашу и на какое-то время выбила из колеи. Найти выход помогла Вита. Она посоветовала пересмотреть Саше ее старые работы – наверняка найдется что-то подходящее. И оказалась права.
Среди ранних картин нашлось целых две работы, подходящих к теме выставки. Поэтому вместо «ёлочек» в ДК были представлены два других пейзажа. На одном были изображены крупные желтые цветы, золотые шары, на фоне старого деревенского дома, а на другом – одинокая молодая березка на летнем лугу. Эта картины Саша писала в деревне у родителей после окончания второго курса.
«Вот ведь как вышло, - думала она, - хотела выставить три картины, а выставляю четыре! И… если эта история с «ёлочками», действительно, дело рук Алисы, то понятно, почему она не в духе и злится на меня. Хотела, чтобы я пролетела с выставкой, а получилось, что я выставляю больше, чем хотела… Стоп! – одергивала она себя. ─ Опять я гадости о подруге выдумываю! Это не она! Всё! Хватит!» И она снова и снова делала попытки сломать стену отчуждения, внезапно выросшую между ними.
И вот эта просьба сходить вместе за продуктами для фуршета… Конечно, особой нужды в помощи Алисы не было. Просто… Саша не хотела сдаваться. А подруга демонстративно высыпала на пол краски из пакета – прямо ей под ноги.
─ Мне работать надо, ─ процедила она сквозь зубы. ─ Меня-то от живописи никто не освобождал. Как некоторых.
─ Слушай, но хоть на открытие-то придешь? Это же рядом совсем! Десять минут пешком!
─ Посмотрим, ─ Алиса поджала губы. ─ Прости, мне некогда сейчас.
Вера подошла к Саше и взяла ее под руку:
─ Эх… Жалко Вани сегодня нет… Он бы точно помог…
Саша вздохнула:
─ Скажу больше – он и на открытие не придет. У них на реставрации сейчас такой завал работы, что он вообще на этой неделе может не появиться. А кому сейчас легко? Ладно, идем! Вита и Капа нас уже внизу ждут.
─… И, конечно, пожелать дальнейших творческих успехов таким молодым и таким талантливым художницам!..
─ Художникам, ─ тихо, почти не разжимая губ, поправила Капа.
Директор ДК, ухоженная женщина средних лет, в строгом костюме и модных очках, произносившая пламенную, тщательно отрепетированную речь, сбилась, с недоумением посмотрела на девушку и, моргнув, рассмеялась:
─ Да-да, спасибо! Конечно. Таким талантливым художникам. А мы, со своей стороны, всегда готовы помочь. Надеюсь, что эта выставка положит начало долгому и плодотворному сотрудничеству. Поздравляем! ─ и первой захлопала в ладоши.
Герои дня стояли рядком возле директора, позируя на фоне красивого баннера с надписью «Мой край родной». Девушки договорились прийти на открытие в чем-то голубом, вроде как, символизируя цвет неба, поэтому на Вере была белая блузка и голубые брючки, на Капе – голубое платье, на Вите – голубая рубашка и черные брюки. А Саша, удивляясь, как все так удачно сложилось, надела новый пиджак, недавно купленный и благоразумно спрятанный в шкаф, чтобы Антон снова не закатил истерику. Да, Саша надела пиджак. И строгую черную юбку. И волосы собрала в пучок. Она хотела выглядеть взрослее и значительнее, а, взглянув на себя в зеркало, только рукой махнула: она выглядела, как старшеклассница, которая надела на себя вещи старшей сестры.
Когда стихли аплодисменты, Вита, чуть смущаясь, в ответной речи поблагодарила организаторов и выразила надежду, что теперь «они будут встречаться чаще», после чего кратко рассказала о том, где они учатся и сказала несколько теплых слов в адрес педагогов – Грушина и Суханина.
─ Мы считаем, ─ с чувством говорила она. ─ Что настоящий художник через картину должен рассказать о том, что его волнует, не оставляет равнодушным. Картина – это реакция художника на жизнь, на разные ее проявления.
Эти слова Николая Ивановича так ей нравились, что она не упускала возможности процитировать его лишний раз.
─ А еще мы хотели показать простую красоту наших родных просторов, ─ вклинилась Капа, которой уже надоело стоять молча.
Вита поняла, что пора закругляться и лихо свернула свой монолог:
─ А теперь приглашаем всех на небольшой фуршет! ─ и она махнула рукой в сторону накрытых столом, здесь же, в фойе.
Несмотря на то, что день был рабочим, а время не слишком удобным, всего лишь четыре часа, народу на мероприятие собралось прилично. Конечно, большей частью, это были родные и друзья самих художников. Пришли и их однокурсники из мастерской Суханина, и студенты других мастерских. Две студентки с искусствоведческого факультета уже фотографировали картины, что-то горячо обсуждая.
Суханин и Грушин тоже, разумеется, были здесь. Даже при их колоссальной занятости, подобных мероприятий они старались по возможности не пропускать. Как-никак, это возможность показать результат не только работы студентов, но и их собственной работы, как педагогов и руководителей.
Однако неожиданным приятным сюрпризом для девушек оказалось то, что пришло довольно много людей «с улицы», то есть тех, кто впервые услышал о них самих, об их творчестве, и заинтересовался. Конечно, афиша, извещающая об открытии выставки висела около ДК уже неделю, было дано объявление в группе соцсети, и все же, все же… Такое количество пришедших было удивительным.
Девушкам вручили цветы, поздравили с таким важным событием в их творческой жизни, и зрители разбрелись по фойе. Кто-то рассматривал картины, кто-то о чем-то спрашивал авторов, кто-то отошел к столу за бутербродом и стаканом сока.
Вдоволь наобнимавшись с родителями и еще раз поблагодарив их за то, что они смогли приехать, Саша тоже подошла к столу и взяла канапе на шпажке. Есть из-за волнения не слишком хотелось, но она считала, что очень сильно постаралась, создавая всю эту красоту и сейчас просто обязана снять пробу. Подошла Вита, налила себе сока, залпом выпила его и резко выдохнула:
─ Фух… Жалко, что aлкоголь принести не разрешили. Я бы сейчас кoньячку бы намахнула…
─ Тут же дети, ─ улыбнулась Саша.
Она кивнула в сторону малышки лет трех с очаровательными светлыми кудряшками, которая дергала маму за руку и пальчиком указывала на одну из картин Саши:
─ Тетёчки! Мама, тетёчки!..
─ Да-да, зайка, цветочки, ─ женщина подхватила дочку на руки и поднесла ближе к картине, чтобы ребенок мог получше ее разглядеть. ─ Красивые, да?
Девочка захлопала в ладоши.
─ Самый благодарный и искренний зритель, ─ Вита кивнула на малышку. ─ Такого не обманешь. Твои «тетёчки» произвели на нее впечатление. Кстати, а Антон твой где?
─ На работе, ─ вздохнула Саша, отводя глаза. ─ Сказал, что не считает нужным ради такой ерунды отпрашиваться. Эх… Муж проигнорил, Алиса так и не пришла, Ваньки тоже не будет… Только родители и поддержали… Налей и мне, что ли, сока… Хотя, пожалуй, и я бы сейчас чего-нибудь покрепче предпочла… Как-то взгрустнулось вдруг…
Виту позвал Суханин, и она, кивнув Саше, отошла к нему. А Саша, невесело усмехнувшись, взяла со стола мандарин, чтобы хоть чем-то занять руки и подошла к своей картине с золотыми шарами. «Тетёчки», «ёлочки»… Да, кажется, людям нравится. Тогда почему она испытывает такое недовольство собой? Как будто она в какой-то момент уперлась в потолок и дальше подняться не может. Может только копировать саму себя. А хотелось чего-то большего. Важного. А вот чего… Саша и сама не знала, оттого мучилась еще сильнее.
─ Обалдеть! ─ услышала он за спиной мужской голос и, вздрогнув, обернулась.
За ее спиной стоял парень, по виду ее ровесник или чуть постарше. Светлые волосы, серые глаза, длинные, как у девушки, ресницы, легкий румянец на четко очерченных скулах… Красавчик. Однозначно, красавчик. Такую внешность часто называют «модельной»: правильные, гармоничные черты лица, общая миловидность сразу привлекали внимание. И запоминались. «Ему бы в рекламе сниматься,» - мелькнула у Саши мысль.
А вот одежда парня была весьма простой и даже скромной. Темно-серый свитер крупной вязки, черные джинсы, высокие ботинки, напоминающие военные. Не слишком модный наряд. Одного взгляда хватило, чтобы понять, что в одежде он больше ценит удобство, чем модные тренды.
Саша поймала себя на мысли, что уже довольно долго смотрит на парня, нарушая все правила приличий, а он, казалось, ничего не замечал, увлеченный разглядыванием ее картины.
─ Мне кажется, вам она тоже понравилась? Или я ошибаюсь? ─ спросил он, переводя взгляд на Сашу.
Она смутилась и опустила глаза.
─ Да как вам сказать… ─ она старательно разглядывала мандарин в своей руке. ─ Скорее да, чем нет…
─ Ну и зря! А вот я, например, в полном восторге и не скрываю этого! Так передать атмосферу даже не приближения, а лишь предчувствия осени… Да… Это под силу не каждому. Это, действительно, талант нужен. Знаете… ─ он снова повернулся к картине. ─ Я так-то случайно здесь… Не планировал… Зашел – и сразу картину эту увидел. Потрясающе! Эти цветы, этот домик… Просто один-в-один как у моей бабушки в деревне! Вот бы спросить у автора, где именно он это рисовал…
─ Писал, ─ автоматически поправила Саша.
─ Что? ─ он быстро взглянул на нее и смутился, вспыхнув до корней волос. ─ Простите. Конечно. Я далек от мира живописи, поэтому и допустил такую ошибку. Нет, но это просто фантастика! Я Егор, - спохватился он.
─ Саша, ─ ответила девушка и, чуть подумав, добавила: ─ Викторова.
─ Очень прият… ─ он не договорил, медленно переводя взгляд на картину. Точнее, на табличку по ней. С именем автора. – Серьезно?..
И он рассмеялся так заразительно, что Саша не выдержала и, кивнув, присоединилась к нему.
─ Так что можете смело задавать вопросы автору, ─ предложила она, отсмеявшись. ─ И, кстати, хоть вы и попали сюда случайно, но очень удачно. Как раз сегодня у нас открытие выставки. Да, и фуршет! Хотите канапе? Или бутерброд? Или… мандарин? – она протянула ему мандарин, который он с готовностью взял.
─ Спасибо, ─ поблагодарил он. ─ Все хочу.
Они отошли к столам, у которых сейчас почти никого не было. Егор потянулся за бутербродом, а Саша налила им сока в пластиковые стаканчики.
─ Поздравляю с открытием выставки!
Егор принял стаканчик из ее рук, а Саша почему-то почувствовала, что краснеет. Ей было так легко и приятно разговаривать с этим обаятельным парнем, будто они были знакомы уже сто лет. И это чувство было для нее совсем новым и непривычным. Стараясь не заморачиваться на своих ощущениях, она решила продолжить легкую светскую беседу:
─ Благодарю. Вы сказали, что случайно оказались на выставке?
Егор развел руками:
─ Увы. Как я уже говорил, в живописи я полный профан. Шишкин, Васнецов, Репин, Суриков, Айвазовский – на этом, пожалуй, и все мои познания исчерпаны.
─ Уже неплохо.
─ Ага. Так-то я айтишник. Технарь. Нет, конкретно в этот ДК я периодически заглядываю, а подростком вообще отсюда не вылезал – в кружки разные ходил. Я же живу тут недалеко. А сегодня… Мне назначили встречу, здесь рядом кофейня… И надо же так!.. С работы освободился пораньше, думал, перед встречей посижу, пообедаю… Как бы не так! Почти дошел – и дождь стеной! А я, конечно, без машины. И, конечно, без зонта. В общем, понял, что, если дальше пойду, промокну насквозь, а ДК – вот, по пути, в двадцати метрах. В общем, решил переждать дождь и… ваша картина…
─ Можно на «ты», ─ сегодня Саша сама себе удивлялась.
─ Спасибо. Аналогично. Саша, а это не будет большой наглостью, если я еще один бутерброд возьму? Честно, без обеда сегодня…
─ Конечно. Не смотреть же на них. Не картины.
Расправившись еще с двумя бутербродами, Егор спросил, есть ли на выставке еще какие-нибудь работы Саши, а, получив утвердительный ответ, попросил показать их.
─ Да, мне понравилось, ─ констатировал он десять минут спустя. ─ Ты отличный художник! Часто у тебя выставки бывают?
─ Честно говоря, это первая. Я же еще учусь. Четвертый курс.
─ Да ладно? Нет, ты не шутишь? Еще учишься и у тебя уже такие картины?.. Ого… И выставка…
─ Так не Дом художников же, ─ Саша смутилась от его искренней похвалы, но чувствовала, что ей это очень приятно это слышать именно от него. ─ Просто ДК…
─ О, это не просто ДК… Далеко не «просто»…