Найти в Дзене

Тверская фабрика семьи Кузнецовых (чашки из моей коллекции)

Оглавление

Добрый день! Меня попросили показать чашки из моей коллекции, которые изготовлены на Тверской фабрике семьи Кузнецовых. Я решила это сделать сразу. Мы временно прекратим прогулку по Московской губернии и переместимся в Тверскую губернию. Смотрим чашки, изготовленные на Тверской фабрике.

Исторический экскурс

Строительство знаменитейшего завода Кузнецовского фарфора началось еще в XIX веке в 1809 году аптекарем Ф.Х. Бриннером в селе Кузнецово.

Первый владелец фарфорового производства отстроил небольшой заводик в Конаковском районе Тверской области, но не имел успеха.

Дела не заладились и свое небольшое производство он решил продать провизору А.Я. Ауэрбаху, который смог возродить это предприятие. Благодаря его усилиям фабрика получала заказы от императорского двора, но после смерти владельца, наследники не смогли продолжать производство с тем же успехом.

В 1870-м году завод выкупил известный «фарфоровый магнат» Матвей Кузнецов, которого называли королем русского фарфора.

На тот момент он уже имел известную фабрику и скупал многие производства по всей империи. Обладая мощной материальной и финансовой базой, М.С. Кузнецов сразу же приступает к реконструкции и расширению предприятия.

Уже в середине 70-х годов на фабрике сооружаются новые здания для котельной, слесарной, прессовой, устанавливаются три паровых котла.

-2

Кроме фаянса фабрика приступает к выпуску и фарфора. Ассортимент ее становится огромным. Наладилось производство статуэток и обманок.

Одних только пепельниц в прейскуранте насчитывалось свыше трехсот наименований. Выпускаются изделия на темы народной жизни, например, статуэтки, изображающие бондарей, солдата, играющего на балалайке, крестьянок, полощущих белье.

Новые условия производства повысили требования к уровню грамотности и квалификации рабочих фабрики.

Поэтому уже в 1883 году М.С. Кузнецов открывает при фабричном поселке школу - “начальное училище М.С. Кузнецова”, которое состояло из восьми классных помещений (позднее - школа №4). Обучение продолжалось 4 года и было бесплатным; число учащихся доходило до 190 человек.

-3

В основном ими были дети служащих и рабочих фабрики, а при наличии свободных мест принимались и крестьянские дети окрестных деревень. К 1890-м годам село Кузнецово становится одним из 103-х важнейших промышленных центров России. На фабрике работало 1300 человек (1026 мужчин, 190 женщин и 84 детей). Рабочие жили в 13 восьми - и шестнадцатиквартирных фабричных флигелях и в 105 собственных домах.

Помимо школы в с. Кузнецово имелись больница, в которой работали врач, два фельдшера и санитарка, почтовая контора со сберегательной кассой, молочная лавка и харчевня. При училище была открыта библиотека, в которой по вечерам велись занятия с подростками 14-15 лет, работавшими на фабрике.

-4

Уже в 1889 году завод становится частью «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Кузнецов уже имел Рижскую и Дулёвскую фарфоровые фабрики, а также фабрику под Харьковом.

-5

Далее перед нами чашки, изготовленные из фаянса. Чашки с фото ниже это обманки. По внешнему виду эти пары кажутся изготовленными из камня. В то время было очень модно выпускать изделия, которые внешним видом не соответствовали своей настоящей сущности.

Чашки из фаянса

Давайте продолжим смотреть чашки, изготовленные на Тверской фабрике семьи Кузнецовых. Все следующие чашки выполнены из фаянса.

Я бы хотела обратить ваше внимание на несколько чашек.

На первой чашке значится надпись: «Во здравие хозяйки», а на второй чашке - «В знак дружбы». Такие чашки, как правило, использовались как подарки для хозяев дома, куда приходили с визитом.

-9
-10

Чашки со следующих двух фото тоже составляют пару, а точнее это предметы из одного набора. Я считаю, что это чашки из сервиза, который декорирован сценками из загородной жизни.

-11
-12

Эти две чашки появились у меня после выставки, которая проходила в Пермской художественной галерее. В одном зале демонстрировались тарелки из коллекции мужа, а во втором зале были выставлены чашки из моей колллекции.

После экскурсии, которую я проводила для Пермских керамистов, ко мне подошла женщина, которая предложила мне эти две чашки. Чашки были в ужасном состоянии. Борта чашек были будто изгрызены каким-то оголодавшим существом. На чашках были множественные трещины, одним словом, время не пощадило эти предметы.

-13

Чашки прошли через умелые руки реставраторов и сейчас на законном основании занимают свои места в шкафу среди других предметов моей коллекции.

На чашке ниже запечатлен портрет императора Александра ll. Обычно под аналогичными портретами располагается надпись: «Царь освободитель». Именно под этим именем Александр ll и вошел в историю России.

-14

Вот такие чашки изготавливались на Тверской фабрике.

Чашки из фарфора

Продолжаем знакомиться с продукцией Тверской фабрики. Теперь перед нами чашки, изготовленные из фарфора.

Разнообразие форм и способов декорирования позволяет судить о технических возможностях фабрики.

Чашки на следующих четырех фото декорированы цветочными рисунками. Чашка с первого фото украшена деколевым рисунком с ручной подрисовкой. Именно эти мелкие детали, делают рисунок живым и очень эффектным.

Чашки на этих двух фотографиях декорированы ярким крытьем и орнаментом в русском стиле.

Чашка на следующем фото декорирована рисунком, в котором за основу взят мифологический сюжет.

-19

Чашка с этого фото имеет очень изысканную форму, а белье прозрачное и тончайшее. На рисунке этой чашки изображен совершенно изумительный сюжет с рыбаком, который увлечен ловом рыбы.

-20

Фаянсовые стаканы

В первые годы после приобретения фабрики там по-прежнему продолжали выпускать фаянс, с 1884-1885 годов приступили к производству фарфора, а несколько позже - майолики, полуфаянса и терракоты. В 1882 году на заводе работала одна тысяча человек и выпускалось товара на 500 тыс. рублей.

Систематические реорганизация и техническое переоборудование привели к росту предприятия, увеличению числа рабочих и укреплению производственной базы завода.

К началу ХХ века Тверская фабрика превратилась в огромное хозяйство с большими корпусами, паровыми машинами, водяной турбиной, лабораторией, хромолитографией, кирпичным производством, бондарной мастерской.

Выпускали как фаянсовые, так и фарфоровые изделия разных форм и размеров. Особенно был многообразен ассортимент майоликовых предметов.

Изготовляли блюда, кружки, пепельницы, скульптуру и мелкую пластику, подсвечники, вазы, в том числе напольные, цветочные горшки, жардиньерки, зеркала, а также камины, киоты, иконостасы.

Работа над ассортиментом на кузнецовских предприятиях была приоритетной. В 1880-1890-х годах на Тверской фабрике он становится огромным. Из фарфора делали чайные, кофейные сервизы, штучные изделия; из фаянса изготавливали столовые сервизы, а также блюда, икорницы, кружки, подливочники, салатники, сухарницы, тарелки.

Владельцы фабрики прекрасно владели информацией о покупательском спросе. Соответственно, выпуск продукции полностью зависел от интересов покупателей.

Перед нами сегодня ещё одна часть фаянсовых предметов, изготовленных на этой фабрике. Аналогичные кружки, которые в то время назывались стаканами, пользовались большой популярностью, благодаря их размеру, невысокой цене и интересному виду.

Надписи на этих предметах переводили их из ряда обыденной посуды в разряд подарочных изделий. Такой стакан можно было подарить, как родственнику, так и другу.

-24

Заключение

Заключительная часть с показом чашек, изготовленных на Тверской фабрике семьи Кузнецовых.

Мы немного поговорили об исторических и технологических аспектах, слегка коснулись ассортимента продукции, другими словами, получили представление о том, какой была эта фабрика.

Предлагаю вам обратить свое внимание на две чашки со следующих фото. Обе они изготовлены из фаянса. Но насколько различна их художественная и эстетическая составляющая.

Чашка с первого фото претендует на немалую долю изящества, насколько это возможно для фаянсового изделия. Сама форма с высокой ножкой, делает эту чашку особенной.

-25

Красоту формы подчеркивает ручка сложной конфигурации.

На тулове чашки множество объемных декоративных элементов. Внизу по периметру чашку опоясывают объемные дуги разных цветов.

Верхняя часть тулова украшена объемным растительным орнаментом. А по центру идет объемная надпись. Похоже, что это тоже поговорка, только я не смогла точно разобрать текст.

Вторая чашка это, всеми любимое, пасхальное яйцо. Эта чашка в результате неосторожности лишилась ручки. Реставрация была сделана очень давно. Ручка изрядно отличается от самого предмета. Но предметы со старинной реставрацией являются не менее ценными, чем подлинные изделия без утрат и реставраций.

-26

Две чашечки-малышки одинаковой формы, являются частями двух детских сервизов. Таких сервизов в полном составе почти не встретишь в наше время.

А чашка на фото ниже имеет подобную форму, но уже обычного размера.

-28

Чайные пары со следующих двух фото являются подарочными. Они просто огромные. Такие чашки обычно выступают в роли подарков. Очень часто на самих гигантских чашках или на блюдцах присутствует надпись: «Пей другую!» или «Достаточно одной!»

-29
-30

Чашка на этом фото это самый настоящий тромплей. Чашки такой формы и размера раньше называли стаканами. Этот стакан предназначен для кваса и называется этот предмет квасник. Мастерски исполненная фактура чашки настолько похожа на настоящую древесину, что можно легко ошибиться.

-31

Вот такое многообразие форм, стилей и способов декорирования только на одной полке! И это только чашки. А ведь ассортимент фабрики был очень обширен.

При сервировке мы с вами ещё неоднократно столкнемся с изделиями этой фабрики, поэтому сегодня не будем ставить точку, а заменим ее на многоточие…

Еда
6,93 млн интересуются