Нынешнее могущество японской автомобильной индустрии во многом родилось из заимствований зарубежных решений, порой довольно простых.
Британский след
Слава бренда Datsun (и близкой Nissan) началась в начале 1930-х годов. Тогда ещё не говорили о международной репутации — компания представила скромный Datsun Type 11, который по сути был копией простенького британского Austin Seven. Этот массовый автомобиль выпускали и в Германии под названием Dixi, и именно с него впоследствии началась история марки BMW.
Двигатель Datsun был вариацией английского, но имел рабочий объем 0,5 л (а не 0,75 л, как у Austin). Причина — японское законодательство, позволяющее без водительских прав ездить на машинах с двигателем до 0,5 л. Затем с 1933 года стали устанавливать моторы объемом 0,75 л. Такие Datsun продолжали выпускать до 1937 года. После начала войны с Китаем гражданские легковые автомобили в Японии практически перестали выпускаться.
Из Англии во Францию
Лишь в начале 1950-х фирма Nissan вернулась к выпуску легковых автомобилей, вновь опираясь на британский Austin. Сначала седаны собирались из привозных деталей, а затем налаживалось производство комплектующих внутри страны.
Даже оригинальные по конструкции компактные Datsun серии 110/112/113, выпуск которых начался в 1955 году, сохраняли британский технологический след.
А более «солидный» Datsun 310 Bluebird с двигателями 1–1,2 л внешне напоминал Austin A50 Cambridge.
Первый Nissan Skyline, стартовавший в 1957 году и оснащённый 1,5-литровым двигателем мощностью около 60 л.с., носил марку Prince. Эта, поначалу независимая фирма, объединилась с Nissan для усиления экспортных позиций.
Внешне автомобиль напоминал французский седан Simca Vedette, копируемый и в Китае. Оба автомобиля воплощали американский стиль — самым модным в ту эпоху.
Pajero сразу не получился
Судостроительная компания Mitsubishi ещё в 1917 году построила первую модель с индексом A, навеянную FIAT Tipo 3. Японцы задумали роскошную машину для чиновников, но идея оказалась либо слишком дорогой, либо чиновники не богаты — и проект не получил продолжения.
В 1937 году был создан необычный для тех лет очень продвинутый автомобиль Mitsubishi PX33: кабриолет с комфортным кузовом и полным приводом. Аналогичные машины в то время выпускали лишь в США, а в СССР задумали подобные проекты.
Автомобиль, разумеется, создавали для армии. Готовили даже 6,7-литровый дизель с непосредственным впрыском (через несколько лет такую же схему довели до ума в СССР для танка Т-34 под названием В-2). Но продолжения у задуманного Pajero не последовало. До появления современного и известного внедорожника Mitsubishi требовалось ещё четыре с половиной десятилетия.
Путь к автомобильной короне
Компания Toyota начала автомобильную деятельность в 1937 году с крупного седана — если не считать, что это упрощённая копия американского Chrysler Airflow.
Этот сенсационный американский автомобиль копировали и Volvo. Однако в Штатах машина не стала особенно успешной. Двигатель Toyota AA был оригинальным — 6-цилиндровый 3,4-литровый, около 62 л.с., но время не было благоприятным для легковых в Японии.
После войны, в 1955 году, стартовало первое поколение Toyota Crown. Седан с 1,5-литровым двигателем мощностью около 60 л.с. напоминал французский филиал Ford под названием Vendome по оформлению передка.
Сходство было скорее внешним — в первую очередь линиями переда и распашными дверями, которые тогда казались архаикой. Vendome был заметно больше и оснащался V8.
Интересно, что вариант седана Crown для полиции носил имя Patrol. Toyota Crown стала одной из первых японских машин, которые начали экспорт.
Клоны «дядюшки Виллиса»
Американский армейский Willys MB оказал огромное влияние на глобальную автопромышленность. Машину выпускали по лицензии в нескольких странах и она послужила образцом для первого внедорожника Land Rover, а также для японских внедорожников, впоследствии известных как Nissan Patrol и Toyota Land Cruiser.
Обе машины стартовали в 1951 году. В их основе лежал Willys, но у японских версий моторы были гораздо мощнее — шестью цилиндрами.
Двигатель внедорожника Nissan Patrol имел рабочий объем 3,7 л и развивал около 75 л.с. У Toyota Land Cruiser 1951 года объём был 3,4 л и мощность около 85 л.с. Для обеих моделей изначально использовали готовые грузовые двигатели.
Основными заказчиками первых внедорожников становились военные. Гражданская слава японским «вездеходам» досталась позже.
Запорожец по-японски
После войны население Японии было небогато, и японские фирмы выпускали на рынок дешёвые, часто небольшие машинки с двухцилиндровыми воздушно охладителями объёмом около 0,36 л. Именно такие машины стали стартовой точкой для Mazda и Subaru.
Концептуально заднемоторные японские автомобили были близки к Volkswagen Жук и другим европейским микроавтомобилям, включая наш Запорожец и мотоколяски.
Mitsubishi 500, выпущенный в 1960 году, был чуть крупнее и мощнее местных конкурентов. Двухцилиндровый воздушный двигатель объёмом 0,5 л развивал около 25 л.с. Машина особенно интересна тем, что внешне очень сильно напоминала наш ЗАЗ-965.
Путёвка в мир
Первые японские автомобили начали экспортироваться в начале 1960-х годов — в Азию и Австралию. В Европу машины стали завозить в 1964 году. Но до конца 1960-х годов японцев не воспринимали всерьёз в Европе и особенно в США.
Тем не менее японцы наращивали производство: рынок рос как внутри страны, так и в соседних регионах, постепенно совершенствуя технологии. К чему это привело — видно сегодня на дорогах и в автосалонах по всему миру.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/s-chego-nachinalsya-yaponskij-avtoprom-pervye-yaponskie-avtomobili/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉