Найти в Дзене
Альтернативная история

С чего начинался китайский автопром. От «Волги» до «Бьюика»

Оглавление

После того как на Россию Запад наложил санкции, там рассчитывали что страна останется без новых автомобилей, так как отечественный автопром, как был, так и остаётся в плачевном состоянии. Однако ни чего страшного не произошло. В Россию зашли китайские бренды и с лёгкостью заменили всё что до этого выпускалось на Западе. Тогда-то и стало всем ясно, что китайский автопром — это мощный игрок на мировых рынках с очень большими амбициями – стать доминирующим игроком в этой сфере. А ведь автопром в Китае, вообще появился совсем недавно и ниже мы рассмотрим с чего всё начиналось. К чему пришло все и так видят на улицах своих городов.

Автомобили | Альтернативная история | Дзен

Под экзотическими названиями первых китайских машин скрывались узнаваемые черты Buick, Mercedes и даже советской «Волги». Порой это были причудливые сочетания элементов, заимствованных у разных зарубежных моделей.

Китайский Volkswagen

С чего все начиналось? Chingganshan (или Jingganshan) — пионер китайского легкового автопрома, использовавший агрегаты Volkswagen и отличавшийся оригинальным дизайном кузова. Официальной датой рождения китайской автомобильной промышленности считается 15 июня 1953 года, когда в Чаньчуне начал работу завод FAW (Первый автомобильный завод). Первой продукцией стали несколько модернизированные советские грузовики ЗИС-150.

Уже в 1958 году в Китае был создан первый легковой автомобиль собственной разработки. Он получил имя Цзиньганшань (в латинской транскрипции – Jingganshan, Chingganshan или Tsinganschan) в честь местности, где зародилась китайская советская власть.

Chingganshan (или Jingganshan) – первый китайский легковой автомобиль с начинкой Volkswagen и оригинальным дизайном
Chingganshan (или Jingganshan) – первый китайский легковой автомобиль с начинкой Volkswagen и оригинальным дизайном

Этот двухдверный автомобиль был заднемоторным и базировался на узлах немецкого Volkswagen Kaefer. «Жук» был доставлен в Китай, разобран, и его техническая начинка была тщательно скопирована.

Однако кузов был разработан самостоятельно, без прямых аналогов. Автомобиль чем-то напоминал Volkswagen Type 3 и японский Hino Contessa, но они появились лишь в 1961 году. Маловероятно, что немецкие и японские дизайнеры ориентировались на китайские разработки. Скорее, китайцы просто следовали общим стилистическим тенденциям того времени. Интересно, что советский заднемоторный «Запорожец» в те годы существовал только в виде экспериментальных образцов.

В серийное производство Jingganshan пошел в четырехдверном исполнении. Но он не предназначался для частных владельцев, которых в Китае в то время практически не было. Автомобили использовались в качестве такси, и за три года их было выпущено всего 146 экземпляров.

«Волга» встречается с «Красным Востоком»

Dongfanghong — еще один результат советско-китайской дружбы в автомобилестроении, представлявший собой вариацию на тему «Волги» ГАЗ-21
Dongfanghong — еще один результат советско-китайской дружбы в автомобилестроении, представлявший собой вариацию на тему «Волги» ГАЗ-21

Параллельно на Пекинском автозаводе был создан седан Dongfаnghong («Красный Восток»). Фактически, это была упрощенная версия «Волги» ГАЗ-М21 второй серии, выпускавшейся в конце 1950-х годов.

Оценить степень отличия китайской машины от советской довольно сложно. Сохранившиеся экземпляры (а их осталось всего три) подвергались многочисленным неквалифицированным ремонтам, поэтому трудно определить, какие детали в них оригинальные, а какие были заменены позднее.

В подготовке производства участвовали советские инженеры, но в начале 1960-х, когда отношения между КНР и СССР резко ухудшились, они были отозваны. До 1969 года седаны Dongfаnghong собирались в очень небольших количествах. По некоторым данным, всего было выпущено 238 автомобилей.

Волга ГАЗ-21 так называемого второго выпуска – образец для китайского седана
Волга ГАЗ-21 так называемого второго выпуска – образец для китайского седана

«Красное знамя» над тремя странами

Китайское руководство осудило СССР за ревизионизм, подразумевая признание и осуждение КПСС сталинских репрессий. А рост благосостояния в Советском Союзе Мао Цзэдун расценивал как «обуржуазивание». Поэтому «великому кормчему» Мао стало неподобающе ездить на автомобилях страны «неправильного социализма» (а до этого он пользовался ЗИС). Задача создания достойного транспортного средства была поставлена сразу перед двумя заводами — BAW и FAW.

Лимузин Hongqi CA72 («Хунцы» – «Красное знамя») стал символом китайской государственности. В 1958 году
Лимузин Hongqi CA72 («Хунцы» – «Красное знамя») стал символом китайской государственности. В 1958 году

Первый автомобильный завод (тот самый, что выпускал грузовики ЗИС) создал Hongqi («Хунцы» – «Красное знамя») – почти шестиметровый лимузин, дизайн которого был навеян американским Imperial 1955 года. При этом передняя часть лимузина напоминала советскую «Волгу» ГАЗ-21 третьего поколения.

Американский Imperial 1955 года
Американский Imperial 1955 года

Двигатель V8 объемом 5,7 литра и мощностью около 200 л.с. также имел американские корни. С небольшими модернизациями Hongqi выпускался более трех десятилетий. В современных автомобилях, носящих то же название, по-прежнему прослеживаются черты той эпохи.

В 1970-е годы были разработаны образцы с существенно измененным, осовремененным дизайном, но в серийное производство они не пошли. Автомобиль эпохи «Большого скачка» олицетворял вечные ценности и основы китайской революции.

Пекинский Buick и «Восточный ветер»

Beijing CB4 выпускался ограниченными партиями
Beijing CB4 выпускался ограниченными партиями

Правительственный лимузин был создан и на Пекинском автозаводе. Однако Bejing CB4 1959 года был поразительно похож на американский Buick 1958 года.

Buick 1958 года определил стилистику Beijing CB4
Buick 1958 года определил стилистику Beijing CB4

Эти китайские автомобили выпускались в течение нескольких лет, но в крайне ограниченных количествах, и так и не стали главными автомобилями страны.

Dongfeng СА71 с драконом на капоте. Естественно, уже коммунистическим
Dongfeng СА71 с драконом на капоте. Естественно, уже коммунистическим

Таких седанов было выпущено всего пять экземпляров. В мае 1958 года завод FAW также создал автомобиль Dongfeng CA71 для чиновников рангом пониже. По классу он соответствовал советской «Волге». Dongfeng переводится как «Восточный ветер», который, по словам Мао, «побеждает ветер с Запада».

Прототипом для китайского Dongfeng послужила Simca Vedette
Прототипом для китайского Dongfeng послужила Simca Vedette

Тем не менее, автомобиль сочетал в себе французский дизайн седана Simca Vedette и двигатель, скопированный с агрегата Mercedes-Benz объемом 2,2 литра. Этот двигатель впоследствии долгое время устанавливался на другие китайские автомобили.

Plymouth с мотором от «Победы»

Седан Fenguang — первая модель шанхайского завода
Седан Fenguang — первая модель шанхайского завода

Первенец шанхайского завода, седан Fenguang («Феникс»), внешне был скопирован с американского Plymouth Savoy 1955 года. Однако под капотом стоял четырехцилиндровый двигатель от советской «Победы» ГАЗ-М20!

Первый шанхайский автомобиль очень напоминал Plymouth Savoy
Первый шанхайский автомобиль очень напоминал Plymouth Savoy

Вскоре переднюю часть в стиле седана Fenguang (он же — Plymouth) прикрепили к шанхайскому автомобилю среднего класса, основой кузова которого послужил Mercedes-Benz семейства W120, известного в Германии как Ponton.

Первый вариант Shanghai 760 со средней частью кузова от Mercedes-Benz и передней частью в стиле Плимута
Первый вариант Shanghai 760 со средней частью кузова от Mercedes-Benz и передней частью в стиле Плимута

На автомобиле под названием Shanghai 760 устанавливался тот самый мерседесовский 2,2-литровый двигатель, в китайской версии развивавший 90-95 л.с.

Mercedes-Benz W120 также оставил след в истории китайского автопрома
Mercedes-Benz W120 также оставил след в истории китайского автопрома

Немцы заявляли о 110-140 л.с. Эта модель, с незначительными изменениями, выпускалась до начала 1990-х годов, в том числе в варианте пикап.

Годовой объем производства составлял всего 2000-4000 машин, а рекорд был зафиксирован в 1984 году – 6010 автомобилей. Таким образом, Shanghai 760 — настоящий раритет, как, впрочем, и все ранние китайские автомобили.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Парадигма дизайна советского автопрома не соответствовала его пути развития - Альтернативная История
Возвращение легенды. Что известно о новой Волге - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/s-chego-nachinalsya-kitajskij-avtoprom-ot-volgi-do-byuika/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉