Найти в Дзене
Автовод со стажем

ЗИЛ-41052: последняя легенда советского правительственного автопрома

Оглавление

Всё началось довольно прозаично – в конце семидесятых к советскому руководству обратились афганские товарищи. Им понадобились бронированные машины для высокопоставленных чиновников.

И что вы думаете наше правительство сделало? Просто порылось в запасниках и откопало пару древних ЗИС-115 пятидесятых годов выпуска. Отряхнули от пыли и отправили в Кабул.

Я всегда удивлялся этой советской привычке – зачем делать что-то новое, если есть старое? Машина была рабочая, но уже безнадёжно устаревшая даже по меркам конца семидесятых.

Но когда через пару лет с аналогичной просьбой обратился Фидель Кастро, отделаться музейными экспонатами уже не получилось. Друга надо было встречать достойно. Вот тогда инженерам Завода имени Лихачёва и дали задание создать современный бронированный автомобиль на базе свежего ЗИЛ-4104.

Разбили сталинский лимузин ради науки

Теперь представьте такую картину. 1985 год, Дмитровский испытательный полигон под Москвой. Группа инженеров берёт сохранившийся в идеальном состоянии ЗИС-115 – личный броневик Иосифа Виссарионовича, и устраивает ему краш-тест.

ЗИЛ-41052
ЗИЛ-41052

Сегодня за такое коллекционеры просто растерзали бы. Но тогда это был единственный способ понять, как именно работала защита старого образца и чему у неё можно научиться.

Результаты получились неоднозначные. С одной стороны, машина действительно обеспечивала приличную защиту. С другой – только для тех, кто сидел на заднем сиденье.

Здесь наши конструкторы придумали действительно умное решение, которое кардинально отличалось от западного подхода к созданию бронемашин.

Американцы действовали просто – брали серийный Cadillac и обвешивали его бронелистами. Получалось тяжело, неповоротливо, а главное – защита распределялась неравномерно. Где-то толще, где-то тоньше, швы, стыки.

-2

Советские инженеры пошли совершенно другим путём. Они сначала сварили цельную бронированную капсулу для пассажирского салона. А уже потом вокруг этой капсулы построили автомобиль. Так появился ЗИЛ-4105 – машина, которая изначально проектировалась как бронированная, а не переделывалась из обычной.

Весила эта громадина больше пяти тонн. Специально под неё разработали усиленные покрышки – летние И-283 и зимние И-290. Причём не просто усиленные, а со специальной обработкой изнутри. Даже если колесо пробивали пулей, состав затягивал дыру и шина продолжала держать давление.

Топливный бак тоже сделали не абы как – самозатягивающийся, пожаробезопасный.

-3

После всех тестов государственная комиссия вынесла вердикт: по уровню защиты ЗИЛ-4105 превосходит американский Cadillac Fleetwood Limousine.

Вот так, тихо и без пафоса, наши конструкторы обошли хвалёных заокеанских коллег. Первые серийные машины в 1984 году отправились на Кубу. Фидель Кастро получил два броневика и остался очень доволен.

Странное решение Горбачёва

А теперь начинается самое интересное. Когда Михаил Сергеевич пришёл к власти, в его распоряжении оказался огромный парк правительственных автомобилей. Включая новейший бронированный ЗИЛ-41052 образца 1988 года.

Но по Москве генсек ездил в обычном ЗИЛ-41047.

Я долго не мог понять логику этого решения. Какой смысл отказываться от защиты в собственной столице? Потом до меня дошло – дело было в имидже. Горбачёв позиционировал себя как народного лидера, открытого для общения. Человека новой формации.

А ездить по родной Москве в бронированном авто – это как-то не вписывалось в концепцию перестройки, гласности и всего такого прочего. Бронированные авто использовали только для поездок в неспокойные регионы СССР, которых становилось всё больше, и для зарубежных визитов.

-4

Кстати, внешне отличить бронированный ЗИЛ-41052 от обычного ЗИЛ-41047 было почти нереально.

Только человек с очень наметанным глазом мог заметить чуть более мутные толстые стёкла, массивные дверные петли да слегка увеличенную толщину дверей. Для обычного прохожего это была просто чёрная правительственная машина, каких по Москве ездило множество.

Формально ЗИЛ-41052 даже не считался лимузином в классическом понимании. Это семиместный седан без традиционной перегородки между водителем и пассажирами. Вместо неё стоял невысокий заборчик.

Ельцин оказался осторожнее

После распада Советского Союза и отставки Горбачёва бронированные ЗИЛы перешли в распоряжение Бориса Николаевича Ельцина.

И вот здесь подход к безопасности резко изменился. Первый президент России ездил в броневике постоянно – и по Москве, и по регионам, и за границу.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!