До Московской Олимпиады-80 на советских дорогах ездили машины с чёрными табличками, где белой краской наносились буквы и цифры. Выглядело это строго, по-военному. Но к приходу иностранных гостей решили всё перевернуть – появились белые номера с чёрными символами.
Я как-то общался со старым инспектором ГАИ, который рассказывал, как проходила массовая замена. Водители выстраивались в очереди, чтобы получить новенькие таблички. Кто-то радовался, что попалось красивое сочетание, кто-то морщился от неблагозвучных букв.
Главная фишка советских номеров – кириллица. Сейчас мы используем только те буквы, которые похожи на латинские: А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. А тогда на дорогах встречались «Жигули» с буквами Ш, Щ, Ю, Я. Представьте себе иностранца, который пытается записать номер нарушителя с буквой Ы в середине. Языковая акробатика получалась знатная.
Один мой знакомый рыбак до сих пор вспоминает, как ему достался номер с комбинацией ЛЕЩ. Говорит, что это был знак судьбы – после этого клёв пошёл как по маслу. Верить или нет – дело ваше, но совпадение забавное.
Жёлтые номера для загранпоездок
Я наткнулся на интересный факт. Для машин, которые выезжали за границу, выпускали специальные жёлтые номера с латинскими буквами. Логика простая – чтобы зарубежные полицейские могли без проблем идентифицировать транспорт.
Такие таблички получали в основном дипломаты и иностранцы, работавшие в СССР. Обычному гражданину выехать на личной машине за рубеж было практически нереально. Но исключения случались – спортсмены на соревнования, делегации на официальные мероприятия.
Помню рассказ одного ветерана автоспорта. Он участвовал в ралли по Европе на «Москвиче». Перед выездом в ГАИ выдали временные номера – обычные советские, но без кириллицы. После возвращения их сдавали обратно, а родные таблички устанавливали на место. Целая церемония получалась.
Дипломаты ездили на машинах с красными номерами. Это правило сохранилось и по сей день. Красный цвет означал неприкосновенность – такой автомобиль инспектор мог остановить только в исключительных случаях.
География на номерах
Современные российские номера содержат код региона – две или три цифры справа. В СССР региональной кодировки не было, зато использовали буквенные обозначения. Москва обозначалась как МО, Ленинград – ЛА. По этим символам можно было определить, откуда приехал водитель.
В Полтаве базовыми были буквы ПО, к которым добавлялась третья случайная. Из-за этого на дорогах появлялись номера "ПОХ", которые вызывали улыбки. А вот комбинации ПОП и ПОЦ изъяли из обращения – идеология не позволяла использовать религиозные и нецензурные ассоциации.
В каждом городе были свои забавные истории. Одессит мне рассказывал, как там все гонялись за номерами с аббревиатурой ОДС – звучало солидно, хотя особого статуса не давало.
Серии для избранных
А вот теперь самое интересное – специальные серии. Именно они делили водителей на обычных граждан и тех, кого лучше не трогать.
К Олимпиаде-80 выпустили серию ОЛМ. Эти номера устанавливали на автомобили, обслуживавшие игры. «Волги» и автобусы с такими табличками сновали по Москве, и инспекторы их не останавливали – приоритет был абсолютным.
Но настоящей «королевой» считалась серия МОС. Расшифровку я узнал от старого работника ГАИ – «Московский Особый Статус». Эти номера получали высокопоставленные партийные функционеры. Увидеть на дороге чёрную «Чайку» с МОС означало одно – освобождай полосу и не высовывайся.
Ещё круче была серия МОЛ – «Мы Охраняем Леонида». Да-да, речь о Леониде Ильиче Брежневе. Машины из его охраны щеголяли этими буквами. Представьте: едет кортеж, и на всех номерах МОЛ. Даже сейчас, спустя десятилетия, это впечатляет.
Космонавты и их номера
Космонавтов в СССР боготворили. Они были живыми героями, символами величия страны. И это отражалось даже в мелочах вроде регистрационных знаков.
Для покорителей космоса выделили серию ММО. А цифры рядом с буквами показывали порядковый номер полёта в космос. То есть если видел автомобиль с номером ММО 00-05, значит, за рулём человек, совершивший пятый по счёту советский космический полёт.
К концу восьмидесятых таких машин стало много – космическая программа работала активно.
Личные номера знаменитостей
В те времена за красивые номера не платили деньгами – их давали по статусу и связям. Но некоторые известные люди умудрялись получить таблички с особым значением.
Валерий Харламов, легендарный хоккеист, ездил на «Волге» с номером 00-17. Семнадцать – это число на его игровой футболке, с которым он прославился на весь мир. Как ему удалось получить такую комбинацию? Статус звезды хоккея и правильные связи сделали своё дело.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв