Найти в Дзене
Автовод со стажем

Что стало со знаменитым заводом АЗЛК, на котором собирали "Москвичи" - рассказываю

Оглавление

История, приключившаяся с одним из наиболее известных автозаводов СССР, до сих пор вызывает удивление у многочисленных поклонников и просто владельцев «Москвичей». Да и для обычных российских граждан всё, что произошло с АЗЛК, остаётся загадкой.

Огромное предприятие, обеспечивавшее значительную часть населения Советского Союза легковыми автомобилями, просто перестало существовать. Хотя самый известный конкурент АЗЛК - Волжский автозавод ВАЗ, благополучно пережил 90-е годы и даже вышел в лидеры отечественного автомобилестроения.

АЗЛК, он же завод имени Ленинского комсомола, получил современное название уже в конце 40-х годов. Относительно небольшое предприятие ранее именовалось Московским заводом малолитражных автомобилей. Кстати, после сорок пятого года на МЗМА привезли довольно много самого современного на то время машиностроительного оборудования: станки, прессы, молоты - всё с автозаводов Германии.

АЗЛК в былые годы
АЗЛК в былые годы

Естественно, в процессе наращивания производства и по мере постановки на конвейер таких моделей, как Москвич-403, 407, Москвич-408 и Москвич-412 (2140), а затем Москвич-2141, АЗЛК получал всё новые и новые площади под строительство цехов и сборочных площадок. В результате в Москве образовалась промышленная зона, в которую входила старая территория, ещё доставшаяся от МЗМА, и новые площадки, на которых развернули строительство.

А вот с обновлением оборудования было всё достаточно сложно и непонятно. Примерно половина станочного парка - это были станки из ГДР, Венгрии, Чехословакии, имелось немецкое и французское оборудование, но оставалось немало и старой, устаревшей техники. Вплоть до конца 70-х и начала 80-х конвейеры на АЗЛК работали без остановок, но качество тех же Москвич-412 и Москвич-2140 стало неумолимо снижаться.

Обновить станочный парк было непросто: Западная Европа и США отказывались продавать нужное оборудование, да и падение цен на нефть заметно ударило по валютным ресурсам СССР. Проще говоря, не хватало средств на закупку.

Появление Москвич-2141

Уже в середине 80-х спрос на Москвич-2140 резко упал, естественно, на АЗЛК начали искать новые модели. Так в результате изучения франко-американской модели Simca 1307 на свет появился Москвич-2141, причём в разных модификациях. Двигатель сначала ставили от шестой модели «Жигулей», затем на АЗЛК, точнее в Уфе, сделали «свой» новый мотор - довольно неплохой, хотя и с некоторыми недоработками.

-2

Удивительно, но к проекту АЗЛК проявили внимание и Ford, и Renault. Так появились версии того же Москвич-2141, но с иностранными агрегатами, в том числе коробкой передач, мотором, системой тормозов и электрооборудованием. Естественно, спрос на машины, у которых отечественными были только кузов, салон и название, вырос значительно. Желающих приобрести было очень много.

Казалось, что АЗЛК наконец-то выйдет из затруднительного положения. Но на дворе уже были 90-е годы, доходы граждан резко упали до минимального уровня, и о покупке Москвича могли думать лишь мелкие коммерсанты. Остальные просто привезли из-за границы автомобили с пробегом.

Интересно, что в целом Москвич-2141 не уступал зарубежным подержанным машинам, но падение спроса и производства привело к резкому снижению качества металла кузова, краски, исчезли импортные агрегаты. Естественно, никто уже и не думал о покупке такой машины.

Причины закрытия завода

По сути АЗЛК совершил те же ошибки, что и Горьковский автозавод со своей Волгой ГАЗ-24 и ГАЗ-31029, ГАЗ-3102. Вместо снижения цены и упрощения конструкции оба предприятия попытались конкурировать с Toyota и Mercedes и, конечно, проиграли.

На какое-то время АЗЛК получал дополнительное финансирование из государственного бюджета и городского бюджета Москвы. Пытались сделать новый рывок в производстве, но механизм ликвидации завода был уже запущен. В 2001 году АЗЛК прекратил работу, в 2006-м объявлен банкротом, затем на аукционе прошла распродажа оборудования, которое скупили компании из Ирана и Китая и вывезли всё до последнего болта.

Возрождение территории

Позже был запущен аукцион по продаже земли, оставшейся от предприятия. Частично территории были отданы в аренду компании Renault, часть попытались превратить в жилой и торгово-развлекательный комплекс. Но к большому везению для Москвы всё, что осталось от АЗЛК, частями перешло к французской Renault.

А дальше одна из самых известных автомобилестроительных корпораций Франции восстановила наиболее важные цеха и наладила производство суперпопулярного тогда и сейчас Dacia Logan. Причём, по рассказам экспертов, объёмы производства в 2013-2016 годах были даже выше, чем у АЗЛК во времена СССР. Это был полный цикл, включая моторы и электронику, чего не было во времена советского завода.

Затем завод был остановлен, и новое производство запущено только в 2022-2023 годах, но уже на основе китайского автомобиля компании JAC.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!