Найти в Дзене
Мысли автомобилиста

Toyota возвращается? Как японский бренд снова оказался в числе лидеров продаж в России — итоги сентября 2025

В 2022 году Toyota официально ушла с российского рынка. Заводы законсервированы, дилеры переориентированы, а официальные поставки прекращены. Казалось бы,история закончена. Но вот уже второй месяц подряд Toyota входит в топ-10 самых продаваемых марок автомобилей в России. Как такое возможно? Парадокс, который мы постараемся раскрыть. Но, ближе к концу. А пока, обо всём по порядку.

Продажи новых машин в России - сентябрь 2025

Сентябрь выдался непростым: по данным аналитиков агентства «Автостат», в России было продано 122 659 новых легковых автомобилей, что почти на 19% меньше, чем в сентябре 2024 года. Это уже не просто временная просадка — рынок снижает обороты.

Причин, их несколько:

А) насыщение рынка после «всплеска китайцев» в 2023–2024 гг.,

Б) рост цен на фоне колебаний валют,

В) падение потребительского спроса в отдельных регионах.

Но несмотря на спад, конкуренция между брендами только обострилась.

Топ-5 брендов сентября: китайцы наступают, Lada сдает позиции

Вот как выглядит пятёрка лидеров по итогам сентября:

1 Lada 26 375

2 Haval 16 666

3 Geely 9 741

-2

4 Belgee 8 346

5 Chery 8 023

Lada по-прежнему держит первое место, но теряет долю: если год назад она составляла более 23%, то теперь — 21%. Это заметное падение, особенно на фоне роста конкурентов.

Самым успешным иностранным брендом остаётся Haval. Китайская марка прочно закрепилась в массовом сегменте и показывает стабильный рост.

Toyota снова в игре: второй месяц в топ-10

А вот и интрига. Toyota, несмотря на официальное отсутствие на рынке, заняла 8-е место в общем рейтинге брендов сентября с результатом 3 308 проданных автомобилей. В августе японская марка была девятой. Это уже не случайность — это тренд.

Как Toyota попадает в статистику, если она не поставляет машины в Россию?

Есть несколько возможных каналов:

· параллельный импорт: автомобили ввозятся через третьи страны, минуя официальные дистрибьюторские цепочки;

-3

· серый рынок: покупатели заказывают машины через частные поставки, автосалоны, «гаражный» бизнес;

· распродажа остатков: некоторые дилеры продолжают реализовывать стоки прошлых лет.

Фактически, Toyota остаётся любимым брендом для многих россиян, и спрос на неё сохраняется, несмотря на все ограничения. Особенно популярны Camry, Land Cruiser, RAV4 — модели, ставшие символом надёжности и престижа.

Китайские бренды прочно обосновались в десятке. В топ-10 брендов сентября вошли следующие марки:

Lada

Haval

Geely

Belgee

Chery

Changan

Solaris

Toyota

Omoda

Jetour

Китайские автопроизводители заняли 6 из 10 мест. Это уже не просто волна — это тектонический сдвиг на рынке. На фоне ухода западных брендов китайцы предлагают широкий ассортимент, доступные цены и современные опции.

-4

Что показали первые 9 месяцев 2025 года?

С января по сентябрь 2025 года в России продано 895 923 новых легковых автомобиля — это на 22,4% меньше, чем за тот же период 2024 года.

В плюсе находятся:

Toyota — благодаря активному «теневому» импорту,

Jetour — молодой бренд с агрессивной политикой,

Belgee — «белорусский» бренд с китайскими корнями,

Solaris — как символ доступности.

А вот Geely и Omoda — наоборот, теряют позиции. Причины — насыщение рынка и конкуренция с другими китайцами.

Что говорят аналитики?

Эксперты сходятся во мнении: российский авторынок переживает очередную перестройку.

-5

«Серый импорт стал каналом номер один для таких брендов, как Toyota. Люди по-прежнему доверяют знакомым маркам, даже если они официально не представлены. Это сигнал рынку: покупатель голосует рублём за качество и привычку», — говорит автоэксперт Сергей Лебедев.

Он также добавляет, что у АвтоВАЗа впереди трудные времена, если на рынке закрепятся параллельные поставки японских и корейских машин.

Российский рынок готовится к интересной зиме. Спрос может перераспределиться, особенно если Toyota продолжит наращивать неофициальные поставки.Есть слухи о возможной локализации некоторых моделей через третьи страны, а также о возрождении сервисной сети «под новым именем».

В то же время китайские бренды не собираются сдавать позиции — они запускают новые модели, наращивают маркетинг и активно выходят в регионы.