Найти в Дзене

Почему не работает фазорегулятор?

Настало время поговорить и об «этих штучках», как назвал их один наш знакомый. Фазорегуляторы, которые мы любим неправильно называть фазовращателями, сегодня поселились едва ли не во всех моторах. В сети полно информации о том, что это такое и с чем их едят, но все-таки и мы скажем об этом пару слов.

Фото 1. Фазорегулятор в упаковке.
Фото 1. Фазорегулятор в упаковке.

«Эти штучки» выполняют простую и в тоже время очень интересную функцию: они поворачивают распределительный вал относительно шестерни привода. Не вдаваясь глубоко в подробности, скажем только, что оптимальные моменты открытия и закрытия клапанов не одинаковы на низких, средних и высоких оборотах. Именно оптимизацией моментов открытия и закрытия клапанов и заведуют «эти штучки» - фазорегуляторы.

Устроены фазорегуляторы, в принципе, достаточно просто: есть ротор, жестко соединенный с распределительным валом, он заключен в корпус, который одновременно является шестерней распредвала и соответственно жестко соединен с коленчатым валом. Между корпусом и ротором находятся подпружиненные «бруски» из композитного материала на основе графита, для облегчения скольжения (см фото 2).

Фото 2. Фазорегулятор. Передняя крышка демонтирована. 1-ротор, 2-корпус, 3-«бруски».
Фото 2. Фазорегулятор. Передняя крышка демонтирована. 1-ротор, 2-корпус, 3-«бруски».

На ГБЦ установлен электромагнитный клапан, который на определенных оборотах двигателя получает команду от ЭБУ и направляет моторное масло в полость «опережения» или в полость «запаздывания». Соответственно, давление моторного масла поворачивает ротор вместе с распределительным валом относительно корпуса (и коленчатого вала). Таким образом в зависимости от оборотов коленчатого вала меняется момент открытия/закрытия клапанов.

Устройство, как уже говорилось, простое и должно работать надежно. Так оно и бывает. При своевременной замене масла, фазорегуляторы долго работают исправно, но, когда они проезжают свое положенное и их приходится менять, вот тут нередко возникают проблемы. Новый фазорегулятор, установленный вместо «уставшего», отказывается работать надлежащим образом. Симптомы обычно описывают, как «стук и некорректная работа». Диагноз – заводской брак. Но так ли это? Давайте посмотрим.

Возможные неисправности электромагнитного клапана оставим в стороне. Это другая история. Здесь только непосредственно про фазорегуляторы.

Почему фазорегулятор нужно менять? Потому, что его детали износились. А это значит, что зазоры стали слишком большими. Так вот, загрязнения, которые изношенному фазорегулятору вреда вроде-как не причиняли, для нового фазорегулятора могут оказаться очень даже критичными. Причем, даже замена масла не всегда спасает. Вот конкретный пример: фазорегулятор для двигателя Mercedes-Benz M271 (см фото 3).

Фото 3. Фазорегулятор для M271.
Фото 3. Фазорегулятор для M271.

Купили, установили. Налицо вышеназванные симптомы (стук, некорректная работа). Разбираем и что видим? Масло действительно выглядит свежим, но загрязнения, тем не менее, заметны невооруженным глазом и, как следствие, задиры (см фото 4, 5 и 6).

Фото 4. Фазорегулятор. Крышка демонтирована. Следы свежего моторного масла показаны стрелками.
Фото 4. Фазорегулятор. Крышка демонтирована. Следы свежего моторного масла показаны стрелками.
Фото 5. Загрязнения показаны белыми стрелками, задиры черными.
Фото 5. Загрязнения показаны белыми стрелками, задиры черными.
Фото 6. Загрязнения показаны черными стрелками, задиры красными.
Фото 6. Загрязнения показаны черными стрелками, задиры красными.

А теперь вытрем моторное масло. Задиры во всей красе! (см фото 7 и 8)

Фото 7. Задиры можно стрелками и не показывать, правда?
Фото 7. Задиры можно стрелками и не показывать, правда?
Фото 8.
Фото 8.

Ну и как фазорегулятор должен работать при таких обстоятельствах?

Здесь все очевидно. Но бывают более интересные случаи. На фотографиях 1 и 2 у нас фазорегулятор для двигателей Ford/Mazda DURATEC 2.0/2.3 л. Симптомы все те же. Разбираем. Масло свежее (см фото 2), посторонние частицы есть, но совсем немного. Вытираем масло. Нет, выраженных задиров не наблюдаем (см фото 9).

Фото 9. Ротор без выраженных задиров.
Фото 9. Ротор без выраженных задиров.

Извлекаем ротор из корпуса и интересную видим вещь! Фиксатор ротора должен быть выдвинут (закрыт), а он втянут (см фото 10).

Фото 10. Втянутый фиксатор показан стрелкой.
Фото 10. Втянутый фиксатор показан стрелкой.

Как же так? Так не должно быть! Фиксатор подпружинен и втягивается не иначе, как под воздействием давления моторного масла (см фото 11).

Фото 11. Нехитрый механизм фиксатора.
Фото 11. Нехитрый механизм фиксатора.

Да! Перед тем, как разобрать механизм фиксатора, мы надавили на плунжер тонким шилом через сливное отверстие в крышечке и фиксатор выдвинулся (см. фото 12).

Фото 12. Выдвинутый фиксатор.
Фото 12. Выдвинутый фиксатор.

Нажатием пальца мы его утопили, и он снова застрял. Опять вытолкнули шилом, опять утопили и… все. Он стал выдвигаться под действием пружины, как и положено. А почему не двигался? А он двигался. Просто, в процессе работы двигателя, делал это не всегда и не вовремя. Смотрим на ответное отверстие в корпусе, а там и следы ударов, и даже следы воздействия высокой температуры (цвета побежалости) (см фото 13 и 14).

Фото 13. Следы ударов показаны стрелками.
Фото 13. Следы ударов показаны стрелками.
Фото 14. Следы воздействия высокой температуры (цвета побежалости) показаны стрелками.
Фото 14. Следы воздействия высокой температуры (цвета побежалости) показаны стрелками.

Осматриваем фиксатор с увеличением и видим, да, задирчики (см фото 15).

Фото 15. Фиксатор. Увеличен. Задиры показаны стрелками.
Фото 15. Фиксатор. Увеличен. Задиры показаны стрелками.

Откуда они появились? Правильно. От посторонних частиц. Смотрим внутрь фиксатора с увеличением и видим загрязнения (см фото 16).

Фото 16. Внутренняя полость фиксатора. Загрязнения показаны стрелками.
Фото 16. Внутренняя полость фиксатора. Загрязнения показаны стрелками.

Нет ничего нового в мире под солнцем! Загрязнения. Т.е. поменять масло недостаточно? Выходит, что так. Что же делать? Наверняка не знаем. Возможно, в процессе эксплуатации автомобиля, стоит чаще менять масло, а не раз в 15 т. км, как рекомендуют многие производители. Тогда, надо думать, всяких абсолютно лишних твердых частиц в системе буде меньше. А перед заменой фазорегулятора стоит как следует промыть систему смазки, а кроме того, залить некоторое количество масла непосредственно в корпус фазорегулятора, ведь с заводов они поставляются сухими, наличие смазки в первые секунды после запуска явно не повредит!

-17