Настало время поговорить и об «этих штучках», как назвал их один наш знакомый. Фазорегуляторы, которые мы любим неправильно называть фазовращателями, сегодня поселились едва ли не во всех моторах. В сети полно информации о том, что это такое и с чем их едят, но все-таки и мы скажем об этом пару слов.
«Эти штучки» выполняют простую и в тоже время очень интересную функцию: они поворачивают распределительный вал относительно шестерни привода. Не вдаваясь глубоко в подробности, скажем только, что оптимальные моменты открытия и закрытия клапанов не одинаковы на низких, средних и высоких оборотах. Именно оптимизацией моментов открытия и закрытия клапанов и заведуют «эти штучки» - фазорегуляторы.
Устроены фазорегуляторы, в принципе, достаточно просто: есть ротор, жестко соединенный с распределительным валом, он заключен в корпус, который одновременно является шестерней распредвала и соответственно жестко соединен с коленчатым валом. Между корпусом и ротором находятся подпружиненные «бруски» из композитного материала на основе графита, для облегчения скольжения (см фото 2).
На ГБЦ установлен электромагнитный клапан, который на определенных оборотах двигателя получает команду от ЭБУ и направляет моторное масло в полость «опережения» или в полость «запаздывания». Соответственно, давление моторного масла поворачивает ротор вместе с распределительным валом относительно корпуса (и коленчатого вала). Таким образом в зависимости от оборотов коленчатого вала меняется момент открытия/закрытия клапанов.
Устройство, как уже говорилось, простое и должно работать надежно. Так оно и бывает. При своевременной замене масла, фазорегуляторы долго работают исправно, но, когда они проезжают свое положенное и их приходится менять, вот тут нередко возникают проблемы. Новый фазорегулятор, установленный вместо «уставшего», отказывается работать надлежащим образом. Симптомы обычно описывают, как «стук и некорректная работа». Диагноз – заводской брак. Но так ли это? Давайте посмотрим.
Возможные неисправности электромагнитного клапана оставим в стороне. Это другая история. Здесь только непосредственно про фазорегуляторы.
Почему фазорегулятор нужно менять? Потому, что его детали износились. А это значит, что зазоры стали слишком большими. Так вот, загрязнения, которые изношенному фазорегулятору вреда вроде-как не причиняли, для нового фазорегулятора могут оказаться очень даже критичными. Причем, даже замена масла не всегда спасает. Вот конкретный пример: фазорегулятор для двигателя Mercedes-Benz M271 (см фото 3).
Купили, установили. Налицо вышеназванные симптомы (стук, некорректная работа). Разбираем и что видим? Масло действительно выглядит свежим, но загрязнения, тем не менее, заметны невооруженным глазом и, как следствие, задиры (см фото 4, 5 и 6).
А теперь вытрем моторное масло. Задиры во всей красе! (см фото 7 и 8)
Ну и как фазорегулятор должен работать при таких обстоятельствах?
Здесь все очевидно. Но бывают более интересные случаи. На фотографиях 1 и 2 у нас фазорегулятор для двигателей Ford/Mazda DURATEC 2.0/2.3 л. Симптомы все те же. Разбираем. Масло свежее (см фото 2), посторонние частицы есть, но совсем немного. Вытираем масло. Нет, выраженных задиров не наблюдаем (см фото 9).
Извлекаем ротор из корпуса и интересную видим вещь! Фиксатор ротора должен быть выдвинут (закрыт), а он втянут (см фото 10).
Как же так? Так не должно быть! Фиксатор подпружинен и втягивается не иначе, как под воздействием давления моторного масла (см фото 11).
Да! Перед тем, как разобрать механизм фиксатора, мы надавили на плунжер тонким шилом через сливное отверстие в крышечке и фиксатор выдвинулся (см. фото 12).
Нажатием пальца мы его утопили, и он снова застрял. Опять вытолкнули шилом, опять утопили и… все. Он стал выдвигаться под действием пружины, как и положено. А почему не двигался? А он двигался. Просто, в процессе работы двигателя, делал это не всегда и не вовремя. Смотрим на ответное отверстие в корпусе, а там и следы ударов, и даже следы воздействия высокой температуры (цвета побежалости) (см фото 13 и 14).
Осматриваем фиксатор с увеличением и видим, да, задирчики (см фото 15).
Откуда они появились? Правильно. От посторонних частиц. Смотрим внутрь фиксатора с увеличением и видим загрязнения (см фото 16).
Нет ничего нового в мире под солнцем! Загрязнения. Т.е. поменять масло недостаточно? Выходит, что так. Что же делать? Наверняка не знаем. Возможно, в процессе эксплуатации автомобиля, стоит чаще менять масло, а не раз в 15 т. км, как рекомендуют многие производители. Тогда, надо думать, всяких абсолютно лишних твердых частиц в системе буде меньше. А перед заменой фазорегулятора стоит как следует промыть систему смазки, а кроме того, залить некоторое количество масла непосредственно в корпус фазорегулятора, ведь с заводов они поставляются сухими, наличие смазки в первые секунды после запуска явно не повредит!