Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. Японские морские истребители берегового базирования

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 2МВ. Японская морская авиация берегового базирования

Накадзима J1N «Гекко»

-2

Конструкция, производство:

Тяжелый двухмоторный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Создавался как дальний истребитель сопровождения, но использовался как морской разведчик берегового базирования, а затем был переоборудован в морской ночной истребитель. Серийное производство: декабрь 1941 – декабрь 1944 гг. Всего изготовлено 9 предсерийных и 477 боевых самолетов. В Японии Накадзима JIN имел название «Гекко» («Лунный свет»); американцы называли этот самолет «Ирвин».

ТТХ версии J1N1-S:

Двигатели: 2 Nakajima NK1F Sakae 21/22 по 1.130 л.с. каждый. Скорость: 509 км/ч; потолок: 9.400 м; дальность: 2.410 км (с ПТБ – 3.150 км). Вес пустого 4.840 кг; вес взлетный: 7.010 кг. Вооружение: 4х20-мм пушки (2 стреляли под углом 30° вперед-вверх, а 2 - под углом 30° вперед-вниз). Подвеска: или 2х330-литровых ПТБ, или 2х250-кг бомбы. Экипаж 2 человека.

-3

Боевые качества и основные модификации:

Первый серийный вариант J1N1-C (впоследствии назван J1N1-R) был трехместным разведчиком берегового базирования с пулеметным оборонительным вооружением; всего изготовлено 45 (по другим сведениям 66) разведчиков. Весной 1943 часть этих машин переоборудовали в полевых условиях в ночной истребитель J1N1-C Каи, установив на машине 4х20-мм пушки (с боекомплектом 100 снарядов на ствол). А с августа 1943 началось серийное заводское производство ночного истребителя J1N1-S (впоследствии J1N2). Вооружен он был, как J1N1-C Каи, и получил подкрыльевые подвески для ПТБ (что увеличило дальность полета), или 2х250-кг бомб. Весной 1944 в серию запустили более скоростную (525 км/ч) модификацию J1N1-Sa (позже J1N3) с увеличенным до 5 пушек вооружением (3 стреляли вперед-вверх и 2 вперед-вниз). Той же весной 1944 на часть J1N1-S и J1N1-Sa установили РЛС. Правда, японские радары отличались низкой точностью и надежностью, поэтому в частях их часто снимали. А с осени 1944 на последних сериях J1N1-Sa оставили лишь 3 пушки, стрелявшие вверх (от нижних отказались из-за их низкой эффективности).

Спроектированный как истребитель сопровождения, J1N оказался невостребованным в этом качестве, и был отправлен в разведчики. А переделанный в ночной истребитель разведчик «Гекко» довольно успешно применялся для борьбы с бомбардировщиками В-17 и В-24 (но противостоять более скоростным и высотным В-29 ему было трудно).

-4

Боевое применение:

Истребители полевой переделки J1N1-C Каи вступили в бои в мае 1942 г. на Рабауле в составе 251-го кокутая. Машина показала себя вполне способной бороться с американскими тяжелыми бомбардировщиками, поэтому и началось серийное производство варианта J1N1-S, а 251-й кокутай в сентябре был реорганизован в ночной истребительный. Первые серийные J1N1-S в августе 1943 г. поступили в 202-й кокутай, прикрывавший нефтепромыслы на Борнео. С февраля 1944 на J1N1-S воевал 321-й кокутай, базировавшийся на Сайпане и Тиниане. С июня 1944 такие самолеты применял на Филиппинах 153-й кокутай. Его «Гекко» использовались так же в качестве истребителей-бомбардировщиков для ударов по американским кораблям и катерам, а с декабря 1944 г. - и по аэродромам, захваченным американцами на Филиппинах. На территории Японии с 1944 г. «Гекко» поступили на вооружение пяти кокутаев, отвечавших за ПВО военно-морских баз. Ввиду прекращения производства и боевых потерь к лету 1945 г. в строю оставались лишь единичные экземпляры J1N1-S. На завершающем этапе войны J1N (как истребители, так и разведчики) применялись качестве самолетов камикадзе.

Мицубиси J2M«Рейден»

-5

Конструкция, производство:

Одномоторный одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Создавался как морской истребитель-перехватчик берегового базирования. Серийное производство: декабрь 1942 – сентябрь 1945 гг. Всего изготовлено 476 J2M (по другим сведениям 630). В Японии самолет имел название «Рейден» («Гром»); американцы называли его «Jack».

ТТХ версии J2M3:

Двигатель: Mitsubishi MK4R-J Каsei 23а 1.800 л.с. Максимальная скорость: 596 км/ч на 5.450 м; 612 км/ч на 6.000 м. Потолок: 11.520 м; дальность: 1.055 км (с ПТБ – 2.520 км). Вес пустого 2.574 кг; вес взлетный: 3.946 кг. Вооружение: 4х20-мм пушки. Подвеска: под фюзеляжем 300 литровый ПТБ, под крылом 2х60-кг бомбы.

Боевые качества и основные модификации:

Еще в 1938 г. командование флота потребовало от авиастроителей в дополнение к палубному истребителю А6М разработать истребитель-перехватчик берегового базирования. Но проектирование перехватчика велось относительно медленно, поскольку тот же конструкторский коллектив параллельно занимался доводкой и совершенствованием палубного А6М. К тому же много проблем создавал двигатель Касей 23а - первый японский двигатель с системой впрыска водно-метаноловой смеси, который кратковременно повышал мощность, но это вызывало вибрацию, превышавшую все разумные пределы. И борьба с ней приводила к постоянной переработке проекта. Поэтому первый прототип J2M вышел на испытания лишь в марте 1942 г., а серийное производство началось только в декабре 1942 (по другим источникам – вообще в сентябре 1943 г.).

-6

Работа над созданием истребителя J2M вызвала перегруженность конструкторского бюро «Мицубиси», у которого эта разработка оттягивала силы, необходимые для модернизации «Зеро» и создания нового палубного истребителя А7М. В итоге внедрение самолета в производство непозволительно затянулось.; поступление J2M в строевые части шло крайне медленно. Из-за низкого качества выпускаемых самолетов и высокой посадочной скорости машина долго не пользовалась популярностью среди пилотов. Хотя «Рейден» отличался хорошей огневой мощью, удобством рабочего места пилота и неплохой по японским меркам бронезащитой, но его радиус действия считался недостаточным для просторов Тихого океана, а маневренность оставляла желать лучшего.

Но к маю 1944 военная ситуация изменилась для Японии к худшему - страна стала объектом бомбардировок американских дальних бомбардировщиков В-29. Тогда-то «Рейден» и обрел популярность, как наилучший японский самолет для перехвата этих «Драконов». Относительно успешно бороться с ними J2M позволяли его достаточно высокие летные характеристики и мощное вооружение.

-7

Число выпущенных «Рейденов» в разных изданиях довольно сильно «плавает» - от 476 до 630 машин. То же – и по модификациям этого самолета. Количество J2M1, являвшихся прототипами, у одних указывается в 8 самолетов, у других – только 3. Первая серийная модификация морского истребителя-перехватчика J2M2 – от 132 до 155 самолетов (вооружены 2х20-мм крыльевыми пушками и 2х7,7-мм пулеметами в носу фюзеляжа). Самой массовой стала модификация J2M3 с четырьмя пушками разных типов в крыльях; но и по ней цифра «гуляет» от 260 до 435 перехватчиков. У этой версии усилили обшивку крыла, что позволило повысить скорость пикирования, и ввели протектирование фюзеляжного топливного бака. Высотный вариант J2M4 с турбонагнетателем изготовили всего в 2 экземплярах; из-за ненадежной работы турбокомпрессоров в серию его не запустили. Всего 45 самолетов построили в варианте J2M5 с двигателем MK4Ua «Касей» 26а (мощностью 1.820 л.с.) с трехступенчатым механическим компрессором. Это получились самые скоростные из «Рейденов» (до 615 км/ч на 6.800 м). Не пошла в серию и модификация J2M6 с улучшенным обзором из кабины и усиленной бронезащитой.

-8

Боевое применение:

Первой частью на J2M2 стал 602-й хикотай, с конца сентября 1944 отражавший налеты американских бомбардировщиков на нефтеперерабатывающие предприятия на Целебесе. В середине октября 1944 «Рейдены» вступили в бои над Филиппинами. Тогда же приступили к отражению налетов на Японию J2M2 и J2M3 302-го кокутай, входившего в систему ПВО Токио. Часть этих «Рейденов» силами личного состава были дополнительно вооружены 2х20-мм пушками, установленными наклонно в фюзеляже за кабиной пилота. Также в отражении американских налетов на Японские острова принимали участие «Рейдены» 332-го и 352-го кокутаев, частично вооруженных перехватчиками J2M. А в апреле-июне 1945 эти кокутаи из ПВО Токио привлекались для прикрытия атак камикадзе в районе Окинавы.

-9

Основная масса «Рейденов» использовалась для обороны метрополии. Благодаря своим летным характеристикам и мощному вооружению они неплохо справлялись с задачами по перехвату бомбардировщиков противника: на их счету победы даже над «неуязвимыми» В-29. Однако постоянные технические проблемы, преследовавшие J2M с самого начала его разработки, а так же длительные колебания руководства привели к тому, что «Рейдены» появились поздно, и были слишком немногочисленны, чтобы как-то повлиять на результаты воздушной войны на Дальнем Востоке…

Каваниси N1K«Кефу»/«Сиден»

-10

Конструкция, производство:

Одномоторный одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и поплавками или убирающимися шасси. Создавался как морской поплавковый истребитель; впоследствии был переработан в колесный истребитель берегового базирования. Серийное производство поплавкового N1K1 с мая 1943 по март 1944 г.; колесного варианта N1K-J с августа 1943 по сентябрь 1945 г. Всего изготовлено 88 «водоплавающих» N1K1, и 1.430 колесных истребителей (в версиях N1K1-J и N1K2-J). В японской авиации поплавковый вариант имел название «Кефу» («Порыв»), а колесный «Сиден» (Фиолетовая молния»); американцы называли поплавковый вариант этого самолета «Rex», а машину наземного базирования - «George».

ТТХ версии N1K1-J:

Двигатель: Nakajima NK9 Homare 21 мощностью 1.990 л.с. Максимальная скорость: 584 км/ч на 5.400 м. Потолок: 12.500 м; дальность: 1.432 км. Вес пустого 2.897 кг; вес взлетный: 4.321 кг. Вооружение: 4х20-мм пушки, 2х7,7-мм пулемета. Подвеска: под фюзеляжем 400-литровый ПТБ, под крылом 2х60-кг бомбы.

-11

Боевые качества и основные модификации:

Самолет, задумывавшийся как поплавковый истребитель, в конечном итоге превратился в один из лучших японских истребителей сухопутного базирования. Правда, разработка и внедрение машины велись традиционно для японцев неторопливо: проектировавшийся с 1940 г., поплавковый прототип вышел на испытания только в мае 1942, а в серию пошел лишь через год. Вариант с колесным убирающимся шасси разрабатывался с декабря 1941, прототип испытывался в декабре 1942, а в серию самолет пошел в августе 1943…

Серийные поплавковые N1K1 оснащались трехлопастными винтами на моторах «Касей» 15 мощностью 1.530 л.с., и имели на вооружении 2х20-мм крыльевые пушки и 2х7,7-мм синхронных пулемета. Морские истребители берегового базирования N1K1-Jполучили четырехлопастные винты, и более мощные двигатели Nakajima NK9 Homare 21 на 1.990 л.с. Их усиленное вооружение размещалось так: синхронизированные пулеметы – в носу фюзеляжа (боекомплект по 550 патронов на ствол), 2 пушки «тип 99-1 модель 3» в крыле, и 2 - в подкрыльевых гондолах (боекомплект по 100 снарядов на ствол).

-12

В таком первоначальном виде изготовили около 300 самолетов; но последующие машины модернизировались. Примерно на 500 следующих истребителях отказались от установки пулеметов (эту версию отметили как N1K1-Jа), а на 200 самолетах варианта N1K1-Jb установили более компактные пушки «тип 99-2 модель 4». Это позволило отказаться от подкрыльевых гондол, разместив все 4 орудия в консолях (боекомплект по 200 снарядов на ствол для внутренних пушек и по 100 - для внешних). Так же на N1K1-Jb поставили другие подкрыльевые подвески, позволившие нести 2х250-кг, или 4х60–кг бомбы. С июня 1944 начался выпуск модификации N1K2-J (изготовлено не то 415, не то 423 экземпляра), являвшейся кардинальной переделкой N1K1-J. Самолет, получивший собственное название «Сиден Кай», из среднеплана превратился в низкоплан (так решили проблему ненадежности длинных стоек шасси), для улучшения аэродинамики удлинили фюзеляж, усовершенствовали капот и хвостовое оперение. Двигатель остался прежним, вооружение – по образцу N1K1-Jb.

-13

Описанные выше модификации и стали основными. Разработки других версий (от N1K3-J до N1K6-J), проводившиеся для устранения задней центровки и повышения высотности, остались в единичных экземплярах, и в серию не пошли.

В целом N1K был неплохим самолетом, но вместе с тем - узкоспециализированным типом истребителя, попавшим в части тогда, когда необходимость в нем уже отпала, и японцам потребовались высотные перехватчики. Самолеты N1K1-J и N1K2-J можно считать лучшими серийными истребителями японского флота. Эти машины, особенно «Сиден Каи», отличались хорошей маневренностью, мощным вооружением и относительно неплохой живучестью, особенно на фоне других японских истребителей. Взлетно-посадочные характеристики самолета оценивались как очень хорошие, а пилотирование - как приятное.

-14

Боевое применение:

Выпущенные в малом количестве гидро-истребители N1K1 «Кефу» применялись ограниченно: в основном для прикрытия военно-морских баз в Японии, голландской Ост-Индии, на Целебес и Борнео. Боевые успехи гидросамолетов были незначительны, но все же они несколько сковывали действия противника.

Колесные N1K1-J первым получил в январе 1944 г. 341-й кокутай. Но освоение машин и постоянный их ремонт после аварий привел к тому, что в бой «Сидены» вступили только 12 октября при отражении американского налета на Формозу. В боях над Филиппинами «Сидены» понесли значительные потери, не оправдав возлагавшихся на них надежд. Правда, большинство потерь было понесено в авариях из-за хрупкости слишком длинных шасси и неисправностей двигателей, а так же из-за постоянных штурмовок противником японских аэродромов базирования.

-15

С декабря 1944 г. N1K1-J действовали в составе 210-го кокутая, входившего в систему ПВО Японии. Позже такие самолеты получил 601-й кокутай и ряд других частей, дислоцированных в метрополии.

Практически все серийные N1K2-J «Сиден Каи» поступили на вооружение 343-го кокутая, сформированного в декабре 1944 г. как элитная часть для обеспечения превосходства в воздухе на участках, где будут вводиться в бой подразделения камикадзе. Однако вместо этого в феврале-марте 1945 г. 343-му кокутай пришлось отражать налеты американской палубной авиации. В этих боях особо прославился Канеёси Муто, который 16 февраля на «Сиден Кай» при отражении налета на Токио вступил в схватку с 12 американскими истребителями «Хеллкэт» из эскадрильи VF-82, и уничтожил четыре из них, а остальные обратил в бегство.

-16

В апреле-мае 343-й и 210-й кокутай участвовали в операции «Кикусуй» - массированных атаках камикадзе на американские корабли у Окинавы. В дальнейшем «Сиден Каи» действовали в системе ПВО, однако с июля 1945 их боевая активность существенно снизилась - самолеты берегли для отражения готовившейся американской высадки на Японские острова.

К моменту капитуляции в списках морской авиации Японии ещё числилось 376 «Сиденов» и «Сиденов Каи», а также 31 гидро-истребитель «Кефу».

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.