Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. Японская морская авиация берегового базирования

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Предыдущая статья: 2МВ. Двухмоторные бомбардировщики японской армии

Морская авиация берегового базирования состояла из самолетов разного назначения: разведчиков, торпедоносцев и патрульно-противолодочных машин. Все эти три класса были тесно связаны между собой общими задачами, и зачастую все три функции выполнялись одной и той же машиной в различных модификациях.

Эти колесные самолеты взлетали с сухопутных аэродромов, располагавшихся в прибрежных районах Азии и островов, разбросанных по бескрайним просторам Тихого океана. Снабженные соответствующим вооружением и оборудованием, они эффективно действовали над морем, дополняя «работу» своей палубной авиации, или заменяя ее в тех районах, где японских авианосцев не было.

Mitsubishi G3M «Rikko» («Nell»)

-2

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с двухкилевым разнесенным оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1936–1943 гг.; построено 1.048 самолетов. В Японии G3M назывался «Rikko»; американцы называли его «Nell».

ТТХ модификации G3M2 модель 22:

Двигатели: 2 Mitsubishi Kinsei-45 (1.075 л.с.). Скорость - 373 км/ч, Потолок - 9.130 м; дальность - 4.380 км. Вес пустого - 4.965 кг, вес взлетный - 8.000 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 3х7,7-мм пулемета. Бомбы: 800 кг или 1 торпеда. Экипаж 7 человек.

ТТХ модификации G3M3 модель 23:

Двигатели: 2 Mitsubishi Kinsei-51 (1.300 л.с.). Скорость - 415 км/ч, Потолок - 10.280 м; дальность - 6.230 км. Вес пустого - 5.243 кг, вес взлетный - 8.000 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 3х7,7-мм пулемета. Бомбы: 800 кг или 1 торпеда. Экипаж 7 человек.

-3

Модификации и боевые качества:

«Рикко» проектировался как торпедоносец, поэтому не имел бомбоотсека, и вся его боевая нагрузка располагалась на внешних держателях. Самолет отличался чистотой аэродинамических форм, хорошей управляемостью и маневренностью, а дальность полета для середины 30х гг., когда он создавался, была просто выдающейся. Первая модификация G3M1 оснащалась двумя убираемыми верхними башнями и одной нижней выдвижной кабиной, в каждой имелось по одному 7,7-мм пулемету. Эта первая серия при участии «Рикко» в начавшейся японо-китайской войне неожиданно для японцев показала, что «Рикко» - не только хороший торпедоносец, но и отличный бомбардировщик. Тогда конструкторы занялись усовершенствованием хорошо показавшего себя в боях самолета. В результате в 1937 г. появилась модификация G3M2 «модель 21» с новыми, более мощными моторами Кинсей-42, а в 1939 - версия G3M2 «модель 22» с двигателями Кинсей-45, обладавшими лучшими высотными характеристиками. «Модель 21» имела тот же состав вооружения, что и G3M1, а на «модели 22» вооружение было усилено. Это несколько изменило ее вид: верхняя передняя пулеметная турель осталась такой же, верхняя задняя турель для 20-мм пушки стала не убирающейся и более крупной; нижняя выдвижная корзина была ликвидирована, вместо нее по бокам фюзеляжа за задней кромкой крыла появились два выпуклых блистера с 7,7-мм пулемётами. Кроме того, из боковых окон кабины штурмана мог использоваться четвертый 7,7-мм пулемет. А с июня 1942 по февраль 1943 выпускалась модификация G3M3 «модель 23», оснащенная 1.300-сильными моторами Кинсей-51 и с тем же составом вооружения, что у «модели 22». Этот самолёт имел самую высокую скорость среди остальных G3M и наибольшую дальность полёта благодаря увеличению объёма топливных баков.

-4

Боевое применение:

Впервые «Рикко» вступили в бой во время китайско-японского конфликта, и этот самолет оказался единственным японским бомбардировщиком, способным наносить удары по стратегическим целям в глубине территории Китая. Правда, действуя за пределами дальности полета своих истребителей, G3M несли тяжелые потери - ведь их баки были не протектированы, а вооружение оказалось явно недостаточным (что и привело к перевооружению на «модели 22»).

Со вступлением Японии во Вторую мировую войну G3M2 бомбили Сингапур, Гавайи, Таиланд, Филиппины, Гуам, Гонконг и остров Уэйк. Hа третий день войны 60 G3М2 и 26 G4M1 потопили британские линкоры «Рипалс» и «Принц Уэльский», потеряв при этом всего один «Рико».

Впоследствии G3M широко использовались в налетах на американские и английские базы в Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана. Hо по мере их замены на G4M «Рикко» все чаще применялись в качестве буксировщиков планеров, учебных бомбардировщиков, а также в качестве патрульных самолетов, оснащенных локаторами.

Mitsubishi G4M «Hamaki» («Betty»)

-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: декабрь 1940 – август 1945 гг.; построено 2.446 самолетов. Японские пилоты прозвали G4M «Hamaki» («Сигара»); американцы называли его «Betty».

ТТХ модификации G4M1 модель 11:

Двигатели: 2 Mitsubishi МК4А Кasei 11 (1.530 л.с.). Скорость - 425 км/ч, Потолок - 8.840 м; дальность - 5.500 км. Вес пустого - 6.800 кг, вес взлетный - 9.500 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 4х7,7-мм пулемета. Бомбы: 800 кг или 1 торпеда. Экипаж 7 человек.

ТТХ модификации G4M2 модель 22:

Двигатели: 2 Mitsubishi МК4Р Кasei 21 (1.800 л.с.). Скорость - 438 км/ч, Потолок - 9.470 м; дальность - 6.050 км. Вес пустого - 8.160 кг, вес взлетный - 12.500 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки, 3х7,7-мм пулемета. Бомбы: 1000 кг или 1 торпеда. Экипаж 7 человек.

Модификации и боевые качества:

G4M разрабатывался для замены G3M «Рикко»; планировался и как торпедоносец, и как бомбардировщик. Поэтому для оборудования в фюзеляже бомбоотсека ему придали сигарообразную форму большого диаметра (что и породило японское прозвище G4M «Хамаки» – «Сигара»). Такой фюзеляж позволил подвешивать все бомбы внутри бомбоотсека. Вооружение составило четыре 7,7-мм пулемета: в носовой шаровой установке, в верхней башне и двух бортовых блистерах; в хвостовой башне установили 20-мм пушку. По сравнению с G3M2 «Хамаки» имел заметно возросшие скорость и дальность полета.

-6

Серийные G4M1 «модель 11» начали поступать в береговые авиачасти флота весной 1941 г., а уже в декабре вступление Японии во 2МВ выявило главный недостаток «Сигар»: полную незащищенность экипажей самолетов и легкую возгораемость их непротектированных бензобаков от огня противника. Поэтому в 1943 в серию запустили версию G4M2 с частично протектированными баками, более мощными моторами и усиленным оборонительным вооружением (в верхней башне вместо пулемета установили вторую 20-мм пушку). Дальность еще больше увеличили, поставив в фюзеляж дополнительный бензобак.

А летом 1944 начали выпуск версии G4M2е, предназначенной стать носителем самолета-снаряда с пилотом-камикадзе MXY-7 «Ока» - для доставки его на дистанцию пуска по вражеским кораблям. Для этого с «Сигары» сняли створки бомболюков, и установили внутри держатели для крепления «Оки» в полуутопленном положении под «брюхом» самолета-носителя. Правда, продолжался выпуск этого варианта недолго: уже весной 1945 г. производство «Оки» прекратили - из-за их малой дальности полета, что приводило к повышенным потерям бомбардировщиков-носителей. «Хамаки»-«Бэтти» еще до пуска «Оки» оказывались в зоне действия истребителей охранения, и чаще всего погибали с так и не выпущенным самолетом-снарядом под брюхом. Поэтому в дальнейшем продолжили производство G4M2 в прежней версии бомбардировщика – вплоть до самого окончания войны…

-7

Боевое применение:

G4M1 участвовал в боевых вылетах на Тихом океане с первого дня войны Японии против США и Англии. В ходе этой войны самолет, получивший у противников кодовое наименование «Бэтти», стал самым массовым бомбардировщиком японской авиации. Уже на третий день боев G4M1 в содружестве с G3M2 нанесли противнику оглушающий удар: потопили английские линкоры «Рипалс» и «Принц Уэльский», при потере всего двух «Бэтти». Это было первое в истории потопление самолетами крупных боевых кораблей в открытом море, а не стоявших неподвижно в тесной гавани…

Затем «Хамаки» не раз поддерживали морские десанты японцев в отдаленных районах Тихого океана и действовали по кораблям противника вместе со своей палубной авиацией, добираясь даже до побережья Австралии. Правда, при этом они часто несли серьезные потери от истребителей - сказывалось отсутствие протектированных баков и бронезащиты экипажа. Самой серьезной потерей для Японии стала гибель 18 апреля 1943 г. двух G4M1, на которых совершал инспекционную поездку главнокомандующий японским флотом адмирал Исороку Ямамото со своим штабом. Об этом событии я уже публиковал две статьи "2МВ. Охота на адмирала (01). Найти и обезвредить" и "2МВ. Охота на адмирала (02). Бой."

-8

А в марте 1945 г. G4M2е начали серию атак на американский флот как ракетоносцы – с помощью ракетопланов «Ока». Одноместный самолет-снаряд «Ока» модель 11, в носовой части несший 1.200 кг взрывчатки, имел три ракетных ускорителя. Они в течение 8-10 секунд развивали тягу 800 кг, разгоняя самолет-камикадзе до 630 км/ч, а на пикировании – до 800 км/ч. Достигнув цели, пилот-смертник направлял «Оку» в борт или палубу вражеского корабля, и взрывался вместе с ним…

-9

Правда, в целом комбинация G4М2е/«Ока» надежд японского флота не оправдала: даже разогнавшийся до предела «Ока» не мог пролететь далее 40 км, и для его запуска «Хамаки» приходилось входить в зону охранения палубных истребителей американской флотилии. А бомбардировщики-носители были слишком тяжелыми и медленными, чтобы успешно действовать в условиях превосходства авиации союзников…

Интересно, что «Хамаки»-«Бэтти» использовались и в последнем действе Второй мировой войны: 19 августа 1945 г. именно на двух G4M вылетела делегация под руководством генерал-лейтенанта Торасиро Кавабе для выработки условий капитуляции Японии…

Yokosuka P1Y «Ginga» («Frances»)

-10

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: февраль 1944 – август 1945 гг.; построено 1.098 самолетов. В Японии Р1Y назывался «Ginga» («Галактика»); американцы называли его «Frances».

ТТХ модификации P1Y-1:

Двигатели: 2 Nakajima NK9C Homore-12 (1.825 л.с.). Скорость - 547 км/ч, Потолок - 9.400 м; дальность - 5.370 км. Вес пустого - 7.265 кг, вес взлетный - 13.500 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки или 1х20-мм пушка + 1х12,7-мм пулемет. Бомбы: 1000 кг или 1 торпеда. Экипаж 3 человека.

Боевые качества:

Разработка скоростного самолета, годного на роль торпедоносца и пикирующего бомбардировщика, началась еще в 1940 году. При этом флотские заказчики требовали от будущей машины скорости, сопоставимой со скоростью истребителя «Зеро» (не менее 550 км/ч), дальности полёта, сопоставимой с дальностью G4M (не менее 5.000 км), и бомбовой нагрузи не менее 900 кг! А если прибавить к таким требованиям не только необходимость нести торпеду, но еще и сбрасывать бомбы с пикирования, то не удивительно, что первый изготовленный опытный самолет смог подняться в воздух только в августе 1943.

-11

Пилоты-испытатели хорошо отзывались о высокой скорости и хорошей управляемости получившегося самолета, но их энтузиазм не разделяли механики, вынужденные бороться с постоянными отказами сложной гидравлики и ненадежных двигателей. Даже в идеальных условиях проблем было столько, что командование флота еще в течение года не рисковало разрешить поставки бомбардировщика в строевые части. Лишь на рубеже 1944-1945 гг., после целого ряда изменений и усовершенствований, Р1Y-1 «Гинга» модель 11 стал поступать в береговые авиачасти флота. Первые серии Р1Y-1а были вооружены двумя 20-мм пушками, однако из-за их низкого темпа стрельбы одну из пушек заменили более скорострельным 13-мм пулеметом (серия Р1Y-1b); а модификация Р1Y-1с получила поисковый локатор. Планировалось также использовать Р1Y в качестве носителя более «дальнобойного» самолета-камикадзе «Ока» «модель 22», однако применение новой «Оки» с «Гинги» так и не состоялось.

-12

Высокая скорость Р1Y-1, привлекла к нему внимание разработчиков ночных истребителей. На самолете, сменили ненадежные двигатели Хоморе на Мицубиси Касей-25а (1.850 л.с.), но сохранили бомбоотсек (на случай использования в качестве ночного бомбардировщика). Наступательное вооружение состояло из 2х20-мм пушек в верху фюзеляжа, установленных под углом к горизонту; оборонительная 20-мм пушка в задней части кабины была сохранена. Было изготовлено 96 ночных истребителей Р1Y-S «Kiokoo» («Утренняя заря»); однако их боевые качества японцев разочаровали. В результате с неудавшихся истребителей наклонные пушки поснимали, и использовали эти машины как бомбардировщики - под обозначением Р1Y-2 «Модель 16».

-13

Боевое применение:

Первый Р1Y-1 был сбит в бою утром 15 декабря 1944 г. при попытке атаковать американский авианосец «Ommaney Bay»; но массово «Гинги» стали применяться в боях только с весны 1945 г. Они действовали с береговых аэродромов в Китае, Тайване, на Марианских островах, Филиппинах, островах Рюкю, Сикоку, Кюсю. Всего Р1Y-1 были вооружены 16 бомбардировочных кокутай (полков) и 6 хикотай (эскадрилий), а так же один кокутай ночных истребителей. В боевой обстановке самолет показал себя неплохо. И, несмотря на то, что он успел провоевать всего полгода, и японцы, и противники отзывались о нем, как об отличной боевой машине.

-14

Тем не менее, практически с самого момента оснащения авиаполков бомбардировщиками Р1Y-1 японцы стали применять эти машины (как и самолеты других моделей) в качестве самолетов камикадзе. Так, уже 11 марта 1945 г. они послали 24 вооруженных 800-кг бомбами Р1Y-1 с острова Кюсю в «полет в один конец» для атаки военно-морской базы США на атолле Улити, расположенного на пределе дальности полета этих машин. Правда, до противника смогли добраться лишь два самолета (остальные попадали в воду, не долетев, некоторым повезло приземлиться на острове Яп). Долетевшие «Гинги» протаранили стоявший там на якоре авианосец «Randolph»; однако уже в апреле корабль после ремонта вернулся в строй…

2МВ. Японские морские истребители берегового базирования

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.