К 105-летию отечественного танкопрома, который неофициально отмечается 31 августа
Танк стал одним из важнейших военных изобретений XX века. Созданный как средство решения кризиса позиционной войны, он превратился в одного из главных участников поля боя. Далеко не каждая страна может позволить себе танк собственного производства. Это очень сложно и дорого, необходима развитая промышленность, чтобы осилить столь непростую боевую машину. Некоторые страны вполне осознанно отказались от дальнейшего производства танков и их разработки. И сейчас они, кстати, сильно жалеют о своём решении, потому как возобновить выпуск танков по щелчку пальцев не получится.
Наша страна стала далеко не первой, которая смогла выпускать собственные танки. Первый отечественный танк, "Борец за свободу тов. Ленин", успешно прошел испытания 31 августа 1920 года. Ныне эту дату неофициально отмечают как день рождения отечественного танкопрома. За те 105 лет, что прошли с того времени, произошло многое. Впрочем, самым главным является то, что отечественное танкостроение живо и развивается. В канун столь знаменательной даты стоит вспомнить о том, как развивалось отечественное танкостроение. Нам есть, чем гордиться.
Не секрет, что первые отечественные танки появились лет на 5 раньше, чем "Борец за свободу тов. Ленин". 18 мая 1915 года начались ходовые испытания "Вездехода", который считается первым отечественным танком. Впрочем, называть его полноценным танком вряд ли получится, это был не более чем ходовой макет. Таким же полумакетом оказался и танк Лебеденко, проваливший испытания. Самое главное, что речь шла об инициативных проектах. Между тем, танк - это не просто большая игрушка, а насущная необходимость. Рождается танк обычно из требований, которые составляет командование. В этом принципиальное отличие "Рено-Русского" от разных инициативных проектов.
"Рено-Русский" стал крайне важным событием для отечественной промышленности. Данный танк оказался плодом кооперации нескольких предприятий, для охваченной Гражданской войной страны это стало показательным. Не менее показательным стало то, что серия из 15 танков, которые, кстати, получили еще и первую отечественную танковую пушку, была ограничена отнюдь не возможностями заводов. Как уже говорилось, всё начинается с требований, и военных такой танк уже не устраивал. Понадобился танк более быстрый, более просторный и более легкий. Это привело к созданию Т-18 (МС-1), первого отечественного серийного танка собственной разработки. На вооружение его приняли летом 1927 года. Это была уже полностью своя разработка, причем она оказалась не хуже танков-современников.
Т-18 стал очень важной разработкой по целому ряду причин. Для его создания было сформировано отдельное КБ, получили опыт разработки специального танкового мотора, а также организовали первое специальное танковое производство (позже его выделили в отдельный завод). Надо сказать, что опыт центрального КБ оказался не совсем удачным, поэтому ГКБ ОАТ просуществовало не очень долго. Более эффективным стало создание сильных заводских КБ, а также формирование сильного центрального управления, которое формировало задание, а далее сопровождало разработку, испытания, производству и эксплуатацию бронетанковой техники. Таковым стало Управление по Моторизации и Механизации, созданное в ноябре 1929 года.
Параллельно в стране шли работы по формированию кадров, которые, как было сказано одним великим человеком, решают всё. За короткий срок было получено два поколения инженеров-танкостроителей, это удалось благодаря созданию специализированных учебных заведений. Если первые танки создавали больше инженеры-артиллеристы и автомобилисты, но уже в первой половине 30-х годов появилось первое поколение тех, кто учился по специальности "Танкостроение". Именно эти люди стали теми, кто создал самые известные советские танки второй половины 30-х годов, а также Т-34, КВ и многие другие. Параллельно шло формирование площадок, где выпускались танки.
Далеко не все из танков межвоенного периода были полностью оригинальными по конструкции. В начале 30-х годов образовалась ситуация, когда собственные разработки либо заметно отставали от тактико-технических требований, либо они откровенно не получились. Поэтому было принято разумное решение воспользоваться зарубежным опытом. При этом следует заметить, что и Т-26, и БТ очень быстро обогнали своих прародителей. Советская конструкторская школа развивалась очень быстро. Ничуть не менее важным моментом стало то, что танки в нашей стране быстро научились делать в больших количествах. По этому параметру Советский Союз уверенно вышел на первое место.
Не все танки получались. Во второй половине 30-х годов была серия неудач, когда танк принимался на вооружение, но в крупную серию не попадал. По танкостроению прокатилась волна репрессий, на смену старым руководителям пришли новые кадры, такие, как Ж.Я. Котин и М.И. Кошкин. При них КБ в Ленинграде и Харькове соответственно за считанные годы совершили мощны рывок вперед. В декабре 1939 года на вооружение Красной Армии приняли Т-34, КВ и Т-40, эти боевые машины стали ключевыми в годы Великой Отечественной войны. К началу войны активно шла работа к подготовке выпуска новых танков, но пришлось сконцентрироваться на том, что уже имелось. Т-40 превратился в "мобилизационный" Т-60, который выпускали там, где нельзя было выпускать более тяжелые танки. После эвакуации Кировского завода из Ленинграда центром выпуска КВ стал Челабинск, а завод №183, выпускавший Т-34, эвакуировали в Нижний Тагил. Параллельно росло число заводов, выпускавших Т-34.
За годы Великой Отечественной войны советское танкостроение достигло больших успехов, заняв лидирующую позицию. Первоочередной задачей стало увеличение объемов выпуска танков, главным из них летом 1942 года окончательно стал Т-34. Его выпускали везде, где это возможно. В Челябинске Т-34 подвинул КВ-1с, на тот момент это было единственно верным решением. Т-60 эволюционировал в Т-70, поскольку выпуск Т-50, предполагавшийся как сменщик Т-26, так и не смог занять его место. С весны 1942 года на базе Т-70, Т-34 и КВ-1/КВ-1с стали разрабатывать самоходную артиллерию. В серию она пошла с конца 1942 года. Крайне важную роль в этих процессах сыграл Наркомат Танковой Промышленности, сформированный осенью 1941 года. НКТП стал новой силой, зачастую успехи в разработке новых образцов военной техники (особенно что касается самоходной артиллерии), связаны именно с этой структурой.
Со второй половины 1943 года начался переход от упора на количества к качеству. Курская дуга наглядно показала, что нужны срочные перемены. Выпуск легких танков прекратили, вместо них стали выпускать СУ-76М. Форсировали работы по принципиально новым танкам, и если замена Т-34 шла довольно осторожно, то новый тяжелый танк заменил КВ гораздо быстрее. Осенью 1943 года последовательно приняли на вооружение сначала ИС-1, а затем ИС-2, далее появилась ИСУ-152. Весной 1944 года ИС-2 и ИСУ стали главной продукцией Танкограда. Летом 1944 года выпуск ИС-2 и ИСУ достиг отметки по 250 штук в месяц. О таких объемах за рубежом могли только мечтать. При этом данные боевые машины были одними из лучших (если не лучшими) в своём классе.
Конец Второй мировой войны советское танкостроение встретило в статусе безоговорочного лидера. В то время, как основная масса танкостроительных школ находилась в тупике развития, у советских танкостроителей уже имелось четкое понимание, куда двигаться дальше. Правда, вторая половина 40-х годов всё равно стала сложным временем. По инерции формировались требования на танки, которые фактически не имели достойных противников, при этом они оказались слишком сложными и дорогими. Характерным примером стал тяжелый танк ИС-7. При этом текущие танки, прежде всего Т-54, требовали доработок. Итогом стало то, что в феврале 1949 года произошла перезагрузка советской танковой программы. По Т-54 провели работу над ошибками, новый тяжелый танк теперь не должен был превышать отметку в 50 тонн боевой массы. Также началась работа над новым танком-амфибией, что привело к созданию ПТ-76.
50-е годы стали временем, когда наращивался выпуск "рабочих лошадок" на фоне попыток создания им замены. Чем-то это напоминало то, что происходило в США. Там на фоне развития "Паттонов" шли попытки создания принципиально нового среднего танка. У нас главным танком стал сначала Т-54, а затем Т-55. Шло развитие тяжелых танков, которое привело к созданию Т-10М, лучшего и самого массового тяжелого танка послевоенного периода. Но он же стал и последним серийным тяжелым танком советского производства. Связано это оказалось с тем, что тяжелый танк оставался малочисленным, а требовались более массовые боевые машины. Так на повестке дня появился основной танк, который имел боевую массу и габариты среднего танка, а вооружение и лобовую броню как у танка тяжелого. Работы по основному танку начались в первой половине 60-х годов, итогом стало создание в 1968 году Т-64А (Объект 434), первого отечественного основного танка.
Большая работа была проведена по самоходной артиллерии. Еще во второй половине 40-х годов появилась идея создании семейства самоходных орудий, которые имели высокую подвижность и противопульную броню. Так на свет появилась СУ-100П и другие САУ. По ряду причин, включая чрезмерное увлечение ракетами во второй половине 50-х годов, СУ-100П не стала массовым явлением. Но позже шасси этой САУ стало родоначальником основной массы боевых машин "цветочной" серии. В 60-е годы стало очевидно, что пушечные САУ всё же нужны. Результатом стало создание 2С1 "Гвоздика", 2С3 "Акация", 2С5 "Гиацинт" и 2С7 "Пион", а также самоходного миномета 2С4 "Тюльпан". Кстати, такой танк, как Т-62, изначально прорабатывался как пушечный истребитель танков. В "полноценный" танк он превратился уже по ходу действа.
Если с самоходной артиллерией всё шло более-менее организованно, то с танками сложилась занятная картина. В послевоенный период имелось три основных центра советского танкостроения - Нижний Тагил, Харьков и Ленинград. Так вот, так получилось, что последовательно появилось сразу основных танка (Т-64, Т-72 и Т-80), которые не заменяли друг друга, а производились параллельно. При этом они имели схожие характеристики, но очень сильно отличались по шасси и башням. С этим казусом 70-х годов нашей армии жить еще долго. И если Т-64, вскоре после распада Советского Союза, быстро ушел из российской армии, то Т-72 и Т-80 продолжают жить по соседству. Это не считая Т-90.
В 80-е годы стал проклевываться кризис в мировом танкостроении. У нас полноценных сменщиков основных танков так и не получилось, но ровно то же самое случилось и в других странах. Удивительное дело: основная масса нынешних танков являются боевыми машинами, базис которых создан в 70-е годы. Отчасти это связано с окончанием Холодной войны, отчасти с кризисом в танкостроении в целом. Так или иначе, но вы всё же смогли не растерять своё танкостроение, как это сделали англичане, например. Хотя "молодые реформаторы" порезвились и там. При этом УВЗ лишь отчасти смог стать лидером отечественного танкостроения. Монополизм в таком деле не приводит ни к чему хорошему.
В любом случае, отечественное танкостроение остается на лидирующих позициях в мире. Как и в годы Великой Отечественной войны, нашим танкостроителям удалось не пойти по пути основной массы стран, которые в какой-то момент отпустили вожжи и стали накачивать танки по массе. У нас такое уже было, 2 раза, в 1949 году пришлось рестартовать. Культура массы оказалась важным параметром: уже в наши дни внезапно выяснилось, что концепция "давайте воткнем мотор побольше, он всё вытянет" привела к системному кризису. Дальше развивать танки массой 65-70 тонн уже некуда, а современные средства борьбы с ними они уже не держат. У нас же танки подошли у массе 50 тонн. Свои проблемы есть, но культура массы сыграла свою роль.
К 105-летию отечественный танкопром подходит в сложной ситуации. Но ровно то же самое можно сказать и про большинство стран. Что будет дальше, можно только догадываться. В любом случае, танк уже доказал, что всё еще является важной составляющей в системе вооружения. Куда танк пойдет дальше, вопрос крайне интересный. Нынешние реалии заставляют чуть ли не каждый год переписывать систему вооружений и требования. Главное, что наш танкопром сохранил производственную базу, а новым кадрам еще предстоит создавать те боевые машины, которые в будущем станут "классикой". Уверен, что и сейчас будет найден верный вектор развития. Живем мы в очень интересное время, осталось только подождать.
Другие статьи-культпросвет по советскому танкостроению:
Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века
Рассказ о том, что такое основной танк, а также как он вообще появился
История появления в советском танкостроении торсионной подвески, имевшей шведско-немецкие корни
Танки как средство доставки пехоты на поле боя
К 80-летию принятия на вооружение СУ-12 (СУ-76) и СУ-35 (СУ-122)
О пулевых отметинах на советских танках 30-х годов
К 100-летию создания Технического бюро ГУВП, первого отечественного танкового КБ
Каша из топора по-свердловски с точки зрения бронетанкового производства
К 95-летию принятия системы танко-тракторно-авто-броне-вооружения РККА
Автомобильное производство на ГАЗ и "ненужные танки"
Как в 1930-45 годах подходили к вопросу шасси для "самоходных лафетов" легкого класса
К 85-летию принятия на вооружение Т-34, КВ, Т-40 и ряда других боевых машин Красной Армии
К 80-летию принятия на вооружение тяжелого танка ИС-3
Советское танкостроение под конец Великой Отечественной войны - итоги развития