Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Красное и чёрное: Ритуалы

Лекиф краснофигурный «Сфинкс», ок.460 г. до н.э,  Аттика. Высота : 18,2 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лекиф краснофигурный «Сфинкс», ок.460 г. до н.э, Аттика. Высота : 18,2 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Одну из важнейших сторон жизни древних греков составляли ритуалы - религиозные (общественные и частные), а также свадебные и похоронные. И, разумеется, существовало большое количество керамики, предназначенной и созданной конкретно для обслуживания этих моментов. 

Дамы и господа, сегодня у нас - примеры ритуальной древнегреческой керамики, черно- и краснофигурной. У таких сосудов, как вы догадываетесь, собственные формы и названия. 

Прежде всего, хочу предложить вашему вниманию праздничный пример сосуда, возможно, вам еще незнакомый. Это ЛЕБЕС ГАМИКОС или «свадебный котёл», сосуд крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками, представляющими собой дуги, поставленные вертикально. Сосуд закрывался крышкой в форме конуса с ручкой в форме шишки. Лебес гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес гамикос также преподносили в дар богам плодородия.

Астеас (мастер). Пестанский краснофигурный лебес гамикос «Две женщины у ванны (периррантерион), на которой стоит Эрот». ок. 340 г. до н. э., Национальный археологический музей, Мадрид, Испания.
Астеас (мастер). Пестанский краснофигурный лебес гамикос «Две женщины у ванны (периррантерион), на которой стоит Эрот». ок. 340 г. до н. э., Национальный археологический музей, Мадрид, Испания.

Это всегда были исключительно богатые и красивые котлы. Многие женщины потом распоряжались, чтобы их лебес гамикос положили вместе с ними в захоронение- в будущей жизни пригодится. 

Вот еще один, полюбуйтесь. 

Афинский вазописец, краснофигурный лебес гамикос «Женщина и юноша». 360-350 гг. до н. э., Апулия. Высота 38.5 см, диам. 21 см. Лувр, Париж, Франция. Здесь лучше видна необычная форма ручек, характерная для «свадебных котлов».
Афинский вазописец, краснофигурный лебес гамикос «Женщина и юноша». 360-350 гг. до н. э., Апулия. Высота 38.5 см, диам. 21 см. Лувр, Париж, Франция. Здесь лучше видна необычная форма ручек, характерная для «свадебных котлов».

Другой тип ритуального сосуда, который я хочу показать, вам, разумеется, известен. Это широко распространенный ЛЕКИФ - на низкой кольцевидной ножке с узким вытянутым туловом, длинной шейкой, конусообразным устьем и высокой ручкой. Такие сосуды изготавливали из керамики с начала VI в. до н. э. Вначале лекифы имели исключительно культовое значение: их наполняли оливковым маслом и помещали в захоронение вместе с покойником - по возможности, не один лекиф, а несколько. Также, в дни поминовения усопших, лекифы с маслом, среди других даров, близкие приносили на могилы. 

Лекиф из Эретрии, «Тесей и марафонский бык», около 500 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины, Греция.
Лекиф из Эретрии, «Тесей и марафонский бык», около 500 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины, Греция.

Исключительная важность лекифов в похоронных обрядах - причина того, что мы так хорошо знаем этот тип сосудов: их постоянно изображали на траурных стелах, позднее - в мемориальной пластике, как часть скульптуры, а позже - и самостоятельно. 

Надгробная мраморная стела с изображением лекифов. Национальный археологический музей, Афины, Греция.
Надгробная мраморная стела с изображением лекифов. Национальный археологический музей, Афины, Греция.

Кстати, забавный момент: обычай требовал, чтобы лекиф был наполнен оливковым маслом до краёв, однако скупые родственники часто, ради экономии ценного продукта, придумывали всякие приспособления, ограничивающие внутреннюю ёмкость. Об этом свидетельствуют археологические находки. 

Позже лекифы стали использовать и  в бытовых целях. От примитивных и дешевых, до изысканных, созданных с целью украсить гинекей (женскую половину дома), модных - белофонных, так, лекифы для обычной жизни производились также в больших количествах. 

Вазописец Ахилла, «Женский» белофонный лекиф «Муза с лирой сидит на скале Геликон», Аттика, 440-430 гг. до н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия.
Вазописец Ахилла, «Женский» белофонный лекиф «Муза с лирой сидит на скале Геликон», Аттика, 440-430 гг. до н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия.

ЛУТРОФОР (название происходит от слов «купание» и «несу»). В Древней Греции словом «лутрофор» (лутрофора) называли юношу или девушку, приносивших в день свадьбы воду из крены (священного источника) для брачных омовений. Отсюда и название этого изящного сосуда, с двумя ручками. В случае преждевременной кончины юноши или девушки, не успевших вступить в брак, лутрофоры использовали символично, в погребальном культе. Их ставили на могилах наполненными водой, чтобы умершие могли совершить брачное омовение в ином мире. Изысканная форма этого сосуда, его хрупкая красота со временем стали символизировать в античном искусстве прерванную юную жизнь. 

Вазописец Аналат, протоаттический Лутрофор с орнаментом. Афины,ок. 680 г до н.э. Лувр, Париж.
Вазописец Аналат, протоаттический Лутрофор с орнаментом. Афины,ок. 680 г до н.э. Лувр, Париж.

ФИАЛА -плоская жертвенная чаша без ручек, с выпуклостью в середине дна. Выпуклость служила для более прочного захвата чаши, чтобы она не выскальзывала из рук во время жертвоприношения. 

Вазописец Макрон, «Юноша приносит дары на жертвенник в фиале», краснофигурная вазопись. Около 480 года до н.э. Лувр, Париж.
Вазописец Макрон, «Юноша приносит дары на жертвенник в фиале», краснофигурная вазопись. Около 480 года до н.э. Лувр, Париж.

Очень важный тип ритуального сосуда - КАЛАФ. Изначально это - круглая корзина, использовавшаяся женщинами для плодов, цветов, а также для хранения сыра, и особенно для хранения пряжи и шерсти, в форме цветка лилии. Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных «женским» богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны. Калафом называлась также священная плодовая корзина Деметры, которую возили в торжественной процессии в четвёртый день знаменитых Элевсинских мистерий, на священной колеснице, при ритуальных кликах народа во славу богини.

Аттический краснофигурный калаф «Алкей и Сапфо», ок. 470 г. До н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия.
Аттический краснофигурный калаф «Алкей и Сапфо», ок. 470 г. До н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия.

Благодаря этим празднествам получили своё и основание коринфской капители в виде плетёной корзины из листьев, также головной убор Гекаты, Артемиды Эфесской, Сераписа — символ плодородия.

Копия статуи Артемиды Эфесской в уборе-калафе. II век н.э, алебастр, бронза. Коллекция Фарнезе, Национальный археологический музей Неаполя, Италия.
Копия статуи Артемиды Эфесской в уборе-калафе. II век н.э, алебастр, бронза. Коллекция Фарнезе, Национальный археологический музей Неаполя, Италия.

И напоследок , самый необычный ритуальный сосуд - КЕРНОС. Он представляет собой глиняное кольцо или каменный поднос, к которому прикреплены несколько небольших сосудов для подношений.

Древнейший кернос ок. 2300 г до н. э, найденный на острове Мелос. Лувр, Париж.
Древнейший кернос ок. 2300 г до н. э, найденный на острове Мелос. Лувр, Париж.

Есть литературное описание керноса Афинеем: «сосуд с множеством прикреплённых к нему маленьких мисочек. В них находятся шалфей, головки белого мака, пшеница, ячмень, горох, зернобобовые, чечевица, бобы, полба, овёс, лепёшки из спрессованных фруктов, мёд, оливковое масло, вино, молоко и немытая овечья шерсть. Тот, кто несёт этот сосуд, пробует его содержимое».

Сосуд во время тех же Элевсинских мистерий прикрепляли на лоб жрице. Вот таким образом:

Жертвенная краснофигурная табличка из Афинского археологического музея с изображением Элевсинских мистерий. В середине женская фигура (в верхней центральной части прямоугольной части) носит кернос на голове.
Жертвенная краснофигурная табличка из Афинского археологического музея с изображением Элевсинских мистерий. В середине женская фигура (в верхней центральной части прямоугольной части) носит кернос на голове.

Но ведь керамика была и частью обычной жизни. И разве она от этого стала менее интересной?

Продолжение следует…

Еда
6,93 млн интересуются