Дамы и господа, сегодня у нас - примеры ритуальной древнегреческой керамики, черно- и краснофигурной. У таких сосудов, как вы догадываетесь, собственные формы и названия.
Прежде всего, хочу предложить вашему вниманию праздничный пример сосуда, возможно, вам еще незнакомый. Это ЛЕБЕС ГАМИКОС или «свадебный котёл», сосуд крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками, представляющими собой дуги, поставленные вертикально. Сосуд закрывался крышкой в форме конуса с ручкой в форме шишки. Лебес гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес гамикос также преподносили в дар богам плодородия.
Это всегда были исключительно богатые и красивые котлы. Многие женщины потом распоряжались, чтобы их лебес гамикос положили вместе с ними в захоронение- в будущей жизни пригодится.
Вот еще один, полюбуйтесь.
Другой тип ритуального сосуда, который я хочу показать, вам, разумеется, известен. Это широко распространенный ЛЕКИФ - на низкой кольцевидной ножке с узким вытянутым туловом, длинной шейкой, конусообразным устьем и высокой ручкой. Такие сосуды изготавливали из керамики с начала VI в. до н. э. Вначале лекифы имели исключительно культовое значение: их наполняли оливковым маслом и помещали в захоронение вместе с покойником - по возможности, не один лекиф, а несколько. Также, в дни поминовения усопших, лекифы с маслом, среди других даров, близкие приносили на могилы.
Исключительная важность лекифов в похоронных обрядах - причина того, что мы так хорошо знаем этот тип сосудов: их постоянно изображали на траурных стелах, позднее - в мемориальной пластике, как часть скульптуры, а позже - и самостоятельно.
Кстати, забавный момент: обычай требовал, чтобы лекиф был наполнен оливковым маслом до краёв, однако скупые родственники часто, ради экономии ценного продукта, придумывали всякие приспособления, ограничивающие внутреннюю ёмкость. Об этом свидетельствуют археологические находки.
Позже лекифы стали использовать и в бытовых целях. От примитивных и дешевых, до изысканных, созданных с целью украсить гинекей (женскую половину дома), модных - белофонных, так, лекифы для обычной жизни производились также в больших количествах.
ЛУТРОФОР (название происходит от слов «купание» и «несу»). В Древней Греции словом «лутрофор» (лутрофора) называли юношу или девушку, приносивших в день свадьбы воду из крены (священного источника) для брачных омовений. Отсюда и название этого изящного сосуда, с двумя ручками. В случае преждевременной кончины юноши или девушки, не успевших вступить в брак, лутрофоры использовали символично, в погребальном культе. Их ставили на могилах наполненными водой, чтобы умершие могли совершить брачное омовение в ином мире. Изысканная форма этого сосуда, его хрупкая красота со временем стали символизировать в античном искусстве прерванную юную жизнь.
ФИАЛА -плоская жертвенная чаша без ручек, с выпуклостью в середине дна. Выпуклость служила для более прочного захвата чаши, чтобы она не выскальзывала из рук во время жертвоприношения.
Очень важный тип ритуального сосуда - КАЛАФ. Изначально это - круглая корзина, использовавшаяся женщинами для плодов, цветов, а также для хранения сыра, и особенно для хранения пряжи и шерсти, в форме цветка лилии. Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных «женским» богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны. Калафом называлась также священная плодовая корзина Деметры, которую возили в торжественной процессии в четвёртый день знаменитых Элевсинских мистерий, на священной колеснице, при ритуальных кликах народа во славу богини.
Благодаря этим празднествам получили своё и основание коринфской капители в виде плетёной корзины из листьев, также головной убор Гекаты, Артемиды Эфесской, Сераписа — символ плодородия.
И напоследок , самый необычный ритуальный сосуд - КЕРНОС. Он представляет собой глиняное кольцо или каменный поднос, к которому прикреплены несколько небольших сосудов для подношений.
Есть литературное описание керноса Афинеем: «сосуд с множеством прикреплённых к нему маленьких мисочек. В них находятся шалфей, головки белого мака, пшеница, ячмень, горох, зернобобовые, чечевица, бобы, полба, овёс, лепёшки из спрессованных фруктов, мёд, оливковое масло, вино, молоко и немытая овечья шерсть. Тот, кто несёт этот сосуд, пробует его содержимое».
Сосуд во время тех же Элевсинских мистерий прикрепляли на лоб жрице. Вот таким образом:
Но ведь керамика была и частью обычной жизни. И разве она от этого стала менее интересной?