Сегодня у нас снова статья из подборки «Черепки», из серии о древнегреческой вазописи «Красное и чёрное». Надеюсь, дамы и господа, вы успели немножко соскучиться по античной керамике и быту и искусству Древней Греции.
И сегодня я познакомлю вас с достаточно редким типом росписи, которая носит имя скорее лингвистическое, чем искусствоведческое: такие вазы называются ДВУЯЗЫЧНЫМИ, как дети, растущие сразу на двух языках.
Это тип росписи, в котором сочетаются чернофигурная и более новая, краснофигурная техники. Что логично, это вазопись переходного периода - «от черного к красному», недолгий период распространения такой моды - последняя четверть VI до первые десятилетия V века до н. э. То есть, в смысле чисто бытовом - момент, когда рынок Древней Греции еще не вполне четко готов был сделать ставку на новую краснофигурную манеру гончарных мастерских.
Практически всегда «на двух языках» расписывали только пузатые (или «брюшные», как их иногда называют) амфоры и пиршественные чаши. По крайней мере, это то, что дошло до наших дней. Как художники располагали рисунок и что он собой должен был представлять?
Чаще всего, это были модные в тот период «глазастые» чаши для питья.
Стилизованное изображение огромных круглых глаз с внешней стороны чаши должно было служить чисто практической цели - уберечь весело пирующего хозяина от сглаза.
Покажу вам еще одну такую двуязычную чашу, с «глазами» и изображением юношей гоплитодрома и дискобола, на этот раз, из немецкого собрания.
Одним из самых знаменитых примеров двуязычной вазописи является пузатая амфора художника Андокида (именно этому мастеру нередко приписывают изобретение краснофигурной техники как таковой, точно известно то, что Андокид, несомненно , - один из первых вазописцев, уверенно работающий «в красном»).
Представляя и без того редкий тип двуязычной керамики, эта амфора - еще более редкостный артефакт: дело в том, что на обеих её сторонах написан (с некоторыми вариациями) один и тот же сюжет, но в разных техниках: пирующий Геракл - важнейший герой древнегреческой мифологии.
Предлагаю полюбоваться и рассмотреть детали подробнее.
На этой стороне Геракл изображён лежащим в непринуждённой позе с кубком для питья (кантаросом) в правой руке. Его взгляд устремлён на богиню Афину, которая стоит перед ним. Позади неё -Гермес в крылатых сандалиях и забавной шляпе, а за ним — обнажённый слуга (фигура меньшего размера, то есть, менее важный персонаж), который смешивает вино в диносе. Перед ложем художник написал низкий столик с мясом, хлебом и киликом для вина. На заднем плане виноградная лоза обрамляет сцену между героем и богами. Над Гераклом висит его оружие, предположительно на стене. (Увеличенный фрагмент - на обложке статьи).
На второй стороне - тот же сюжет, написанный в новой краснофигурной технике.
Вглядитесь: здесь нет слуги и бога-вестника Гермеса, а также оружия. Сцена так же обрамлена виноградными лозами, а Геракл практически сидящим. Одной рукой он держится за колено. Обе фигуры расположены гораздо дальше друг от друга, чем на другой стороне. Кантарос изображен чёрным, как и на обратной стороне, и поэтому выделяется ещё сильнее. Афина протягивает Гераклу полураскрывшийся цветок. Благодаря тщательно проработанным внутренним деталям одежда обоих персонажей выглядит гораздо богаче, чем на чернофигурной половине.
И еще одна работа Андокида, первая четверть V века до н.э.
На второй стороне - совсем другой сюжет.
Но почему, вообще, возникла идея сменить технику на краснофигурную? По сути, красная - это зеркальная альтернатива чернофигурной, техника от противного. На необожженом сосуде шликером (специально подготовленной глянцевой глиной) возникла не рисовали не изображение целиком, а всего лишь силуэт, можно сказать, эскиз. Далее шликер разводили водой и прописывали мелкие детали и тонкие штрихи (и после обжига они принимали разные оттенки), давая гораздо более широкие возможности для выразительности и разнообразия сцены.. Новая техника позволяла, помимо детализации, передать объем и глубину, придавала реалистичности. Более того, появились средства для изображения лиц персонажей анфас, а значит, возможность писать эффектно черты лица и эмоции. Краснофигурный стиль дал шанс улучшить целостность восприятия сцены, несмотря даже на сложные изогнутые формы керамических сосудов.
Иными словами, это были прорыв и новаторство, осталось только приучить к красному традиционно консервативных покупателей .
И именно эту роль и выполнила с блеском двуязычная вазопись.
А у меня на сегодня все, надеюсь, мне удалось немного развлечь вас в этот осенний субботний вечер, и рассказать что-то новое и интересное - или напомнить о чем-то забытом.
Благодарю за уделенные время и внимание, дамы и господа!